Философия Фейербаха: кратко и понятно

Биография мыслителя

фото 769

Фейербах был студентом богословского факультета Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Карл Дауба был его любимым учителем. Фейербаху понравилось, что профессор читал лекции, передавая студентам живые и интересные мысли. Это заставило их задуматься. Курсы построены на философии Гегеля. Людвиг любил общаться с этим известным мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переехал в столицу немецкого государства Берлин.

Позже Фейербах стал профессором философии в Эрлангене. Знаменитый Карл Маркс внимательно слушал его лекции по логике, метафизике, новой философии.

Философия Фейербаха придавала большое значение мысли. Мысль в своем понимании — это бесконечный поток, способный сметать все на своем пути. Тот, кто мастерски владеет мыслями, не должен бояться никаких препятствий. Людвиг говорит, что вера в бессмертную душу обесценивает земные усилия человека. Но ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году философ женился на девушке, которая была одной из владельцев небольшой фарфоровой фабрики, и переехал в небольшую деревню Брукбург, где продолжал писать научные труды.

Политическая жизнь не интересовала ученого, но в 1872 году он стал членом Социал-демократической партии под руководством Карла Маркса.

Последние годы жизни философ жил в городке Рехенберг, недалеко от Нюрнберга. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, долгие годы приносивший доход его семье, обанкротился. Поэтому Фейербах столкнулся с серьезными финансовыми проблемами.

Философ скончался 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюрнберг. Сегодня на месте дома, где жил Фейербах, находится парк Рехенберг. Он содержит «Философский путь» с отрывками из произведений Людвига. Память мыслителя увековечена памятником: большим валуном.

Период социальной отчужденности

25 лет Фейербах прожил в маленькой деревушке Брукберг. Многие считали, что такая изоляция от общества негативно скажется на его творчестве. Но сам философ думал иначе. «Я счастлив проводить время не за кафедрой или в аудитории, а в храме природы и в уединении своего кабинета», — сказал Л. Фейербах. Уже тогда начал формироваться антропологический материализм как новое направление в философии.

кратко об антропологическом материализме Фейербаха

Учение Фейербаха о познании

Людвиг Фейербах утверждал, что правда, реальность и чувства не могут существовать друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушаемся к чувствам, тогда мы перестанем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинных знаний.

Достоверность происходящего определяется не только тем, как человек себя чувствует, но и тем, как он относится к другим людям. Мы знаем окружающих и только потом самих себя. Ласковые чувства к другим, солидарность с ними открывают нам истинный смысл жизни. Это понятие называется «туизм» (противоположность эгоизму). Невозможно жить без осознания морального долга.

Этика Фейербаха

В философии Людвига Фейербаха большое внимание уделяется темам этики и религии. Тема этики — это область человеческой воли, которая проистекает из стремления к счастью. Нет смысла говорить о моральных вопросах, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит желанию служить на благо других.

Истинная этика основана не на удовлетворении собственных потребностей, а на уважении интересов других. Вы можете стать счастливым, только сделав счастливым своего партнера.

Если есть конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся найти компромисс между нашими интересами и своим долгом. Хотя сначала мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.

Антропологический материализм Фейербаха

кратко охарактеризовать учение немецкого философа довольно сложно. Но надо сказать, что Людвиг Фейербах в своих рассуждениях пришел к неожиданным для того времени выводам. Он утверждал, что человек — это биологическое существо, продукт природы, который «создал не только свой желудок, но и его мозг». И именно уловки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. Следовательно, по мнению мыслителя, не Бог создал человека, а человек — Бог.

Немецкий материалист-атеист сказал, что человек неотделим от природы, а мысль, присущая только его биологическому виду, есть не что иное, как необходимое выражение его физиологической активности. Антропологический материализм Фейербаха основан на идее, что философия как наука, изучающая отношения между бытием и мышлением, должна быть антропологией, то есть учением о человеке, потому что только он из всех живых существ может мыслить. И именно он, человек, является высшим продуктом природы, единственной реальностью, саморегулирующейся и бесконечной в пространстве.

Мыслитель называет сущностью разумного человека чувственную жизнь его сердца и разума, многообразие его переживаний. Антропологический материализм Фейербаха провозглашает идею о том, что высший продукт природы и раскрытие ее истинной сущности являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. Людвиг Фейербах разработал теорию материалистического сенсуализма, рассматривая ощущения как единственный источник человеческого знания в мире.

философия антропологического материализма Фейербаха

Любовь — как основа нового философского понимания человека в учении Фейербаха

Если Фейербах отвергал религию как несовершенный взгляд на мир, он, должно быть, выступал против нее. Этим новым основанием была концепция любви. Если раньше, согласно пониманию Фейербаха, человек выражал свою любовь к человеку через религию, проецируя любовь на образ Бога, то теперь, осознав свою ошибку, он должен полностью отдать свою любовь другому в процессе общения между «Я» и вы ». В каждой религии любовь проявляется недостаточно, потому что каждая религия рассматривает человека не как единое целое, а как конфликтующие стороны (разум, душу, тело), ​​и рассматривает общество как серию« нас »и «инопланетяне». Отойдите от этого, и вместо веры в бога у вас будет вера в свои силы. Поскольку Фейербах в своем представлении о любви предстал законченным атеистом, его произведения оказали влияние на представителей материализма и атеизма, в в частности Карл Маркс Фатенков А.Н. Субъект в онтологической коллизии с Богом // Человечество. 2011. № 1. С.107-123.

Уже на первых уроках, а затем почти во всех своих произведениях Фейербах постоянно обращается к теме любви. Для него любовь — основа социальных отношений: взрослея, ребенок учится любить, создавая семью, человек любит, мужчина и женщина любят друг друга, продолжение человечества. При этом любовь к женщине была для философа особым предметом, он считал ее превыше всех остальных и отводил женщине исключительное место в обществе.

В работе «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) Фейербах Л. Мысли о смерти и бессмертии // Сочинения в двух томах. Т. 1 — М .: Памятники философской мысли, 1995 г. — 502 с. Фейербах пишет, что любовь может быть самой разной и ее ценность определяется не только объектом любви, но и глубиной ее содержания, а практическое выражение любви есть дар себя, работа для объекта любви. Человек может работать как ради денег (любовь к деньгам), так и совмещая работу с альтруистическими мотивами (любовь к людям). Но любовь как таковая не имеет особой цели, а является естественным следствием разума и воли как природного явления. Снова прослеживается антропология. В книге «Сущность христианства» философ пишет: «Человек существует для того, чтобы знать, любить и желать. Но какова цель разума? — Причина. Любовь? — Любовь. Хотеть? — Свободная воля. Мы знаем, чтобы знать, мы любим любить, мы хотим хотеть, то есть быть свободными. Только то, что существует для себя, действительно совершенно, божественно. Фейербах Л. Сущность христианства // Сочинения в двух томах. Т. 1 — М .: Памятники философской мысли, 1995 — 502 с.

В то же время Фейербаха настолько вдохновляет любовь «от человека к человеку», что он призывает новую религию, основанную не на вере в Бога, а на его антропоцентрическом принципе любви, на обожествлении человека. Поэтому современные приверженцы светского гуманизма часто ссылаются на мнение Л. Фейербаха. Булгаков С.Н. Религия человеческого божества Л. Фейербах. — М .: Заказывайте по запросу. 2012. — 84 с.

Развивая идею любви, Фейербах органично соединил все составляющие своей философии. Любовь была основой социальной морали, наиболее совершенной формой общения между «вами» и «я», превращением индивидов в общество. И в то же время любовь — это объяснение природы религии: любовь заставляет людей изобретать новые религии и культы. Противоположность любви — ненависть, она имеет те же корни, что и любовь — в биологическом начале человека, но это неправильная версия развития человеческой личности, потому что ненависть разрушительна. Мыслитель считал, что именно религиозная вера может перерасти в вражду и ненависть. Однако в этом наивном объяснении отсутствовала и социальная составляющая; Фейербах не объяснил полностью социальную природу любви и ненависти.

Материалистическая концепция человека и общества в философии Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье известного криминолога Пауля Фейербаха. Получив в юности образование богослова, он очень скоро перешел к материалистическому мировоззрению и атеизму. Вдохновленный философией Гегеля, Фейербах начал строить собственное видение мира и человека в нем. После учебы в Эрлагенском университете в 1828 году мыслитель сам прочитал цикл лекций и опубликовал свои работы, среди которых самые известные — «О критике философии Гегеля» (1839 г.), «Сущность христианства» (1841 г.) , «Очерк философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845). Йодль Ф. Ф. Фейербах. Его жизнь и учение. — М .: Либроком, 2009 — 136 с.

Человек был в центре интересов Фейербаха и, конечно же, в центре всей его философии. Его учение о человеке и обществе было чисто антропоцентрическим. По словам одного из героев произведения Горького, «мужчина — он играет с гордостью». Все в одном человеке, все для одного человека. Горький М. В основном. — М .: Азбука, 2011 — 256 с может стать эпиграфом к собранию сочинений Л. Фейербаха.

В своих «Очерках философии будущего» ученый предлагает «новую» философию, которая в основном изучает человека в рамках антропологии, психологии и физиологии. В антропологическом материализме Фейербаха (так называется его учение в немецкой классической философии) человек является главным объектом изучения философии и высшей ценностью. Философ построил свою концепцию человека и общества на принципе физиологии (общество — «живой» организм), в отличие от механистического понимания социальной жизни предыдущих мыслителей. Человек и общество являются частью природы и поэтому действуют согласно законам природы. Демина И.В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и в классической европейской метафизике // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 2. С. 102-104.

Фейербах всегда подчеркивал важность природы в жизни человека. Своим происхождением и существованием человек обязан природе. Человек является частью природы и может существовать только в природе и благодаря ей. В своем понимании природы Фейербах был последовательным материалистом, рассматривавшим природу как целостный организм. «… Природа телесна, материальна, разумна…». — Фейербах написал Л. Фейербаха «О критике философии Гегеля» // Сочинения в двух томах. Т. 1 — М .: Памятники философской мысли, 1995. — 502 с… Материя не творится, она вечна, она бесконечна. Основа природы находится в самой природе. Природа, материя первичны, сознание вторично.

Природа основана не на разуме, как думали идеалисты, а, наоборот, на разуме в природе. Природа предшествует духу. И природа эта иная, доступная человеку всеми органами чувств. «… Под природой я подразумеваю совокупность всех разумных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческих. Под словом «природа» я не имею в виду ничего мистического, ничего неясного, ничего богословского».

Согласно Фейербаху, истина, простота, определенность должны быть отличительными чертами антропологической философии.

Человек является телесным, физическим существом в пространстве-времени, и только в этом качестве он может созерцать и думать. Теологи-идеалисты и философы пытались изолировать отдельные части этого целостного существа, что привело к внутреннему конфликту. И тот факт, что формула «cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую») противопоставлялась его формуле «śentio ergo sum» («Я воспринимаю, следовательно, я есть»), еще больше сближает философию и психологию Фейербаха, душа с телом, поскольку воспринимающее существо обязательно является телесным существом.

Фейербах всегда подчеркивал единство и целостность человеческой натуры. Он был глубоко убежден, что мысль, изолированная от тела, была преобразована идеалистами в божественную силу, которая создаст материю. Поэтому мыслитель всячески критиковал богословские концепции человека и общества.

Основные труды

В 1841 году фундаментальный труд мыслителя «Суть христианства» стал подтверждением того, что годы заточения не прошли даром. Интересно, что антропологический материализм Фейербаха получил ярых приверженцев практически с первых дней своего существования. Среди них был Ф. Энгельс, впоследствии назвавший себя преданным «фейербахианцем». Дальнейшее развитие понимания религии и человека было намечено в таких работах мыслителя, как «Сущность религии» и «Основные принципы философии будущего».

Так родилась новая концепция мировой философии: антропологический материализм Фейербаха. Попробуем вкратце изложить его основные идеи. На их основе сделаем некоторые выводы.

антропологический материализм l feuerbach

Критика религиозных постулатов

Как было сказано выше, антропологический материализм Людвига Фейербаха основан на идеях сенсуализма и эмпиризма, решительно противоречащих позициям агностицизма. Мыслитель считал происхождение религии результатом зависимости человека от элементарных сил общества и природы.

Люди склонны стремиться к антропоморфизму, то есть проецировать на кого-то свои качества. С давних времен, как свидетельствуют многочисленные исторические хроники, человек наделен присущими ему характеристиками, представителями животного и растительного мира, стихиями природы и т.д. Религия, по Фейербаху, является важнейшим типом такого антропоморфизма.

Наличие противоположностей в природе, явные различия между тем, как она есть и как она должна быть, наблюдаемая человеком, стало толчком к обожествлению и одухотворению идеалов. Люди перенесли лучшие проявления своего «я» в божественную реальность, создав таким образом цель, за которую стоит бороться. Поэтому философ утверждает, что не Бог создавал людей «по своему образу и подобию», а все было как раз наоборот. Бог — это то, чем хотел бы быть человек, потому что у него есть все качества, доведенные до совершенства. Но этот идеал реализовался за пределами самого человека — на небесах.

l фейербах антропологический материализм

Причины и результаты религиозности

Сущность всех божественных атрибутов, их роль в жизни человека, проблемы и причины его стремления к счастью — вот что ставит антропологический материализм Фейербаха на первое место. Философия немецкого мыслителя — это что-то вроде аналитического взгляда на богословие и причины его происхождения. Людвиг Фейербах видит причины явления Бога в трудностях, возникающих в жизни людей, которые порождают чувство беспомощности, отчаяния, отчаяния. В таких условиях человек склонен искать спасения в иллюзорных представлениях о посмертном наказании и утешении. Таким образом, он получает определенную соломинку, за которую он может цепляться, чтобы стать смиренным.

По мнению философа, религия парализует всякое стремление человека к лучшей жизни, заставляет терпеливо ждать посмертного соучастия, заменяя действительность сомнительными иллюзиями. Мыслитель утверждал, что традиционная форма религии уже изжила себя и должна быть заменена религией нового поколения. Согласно логике Фейербаха, любовь к Богу есть не что иное, как ложная форма истинной любви: любовь к природе и людям.

Открытая критика религии, на которой основан антропологический материализм Л. Фейербаха, вызвала много споров в обществе и среди признанных мыслителей как при жизни философа, так и после его смерти.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь Людвиг Фейербах написал множество произведений, которые стали значительными в развитии философской мысли.

В 1830 году был опубликован труд Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии», в котором критиковался вопрос о бессмертии человеческой души. Эта работа была опубликована без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к ее созданию. Весь тираж был сожжен, и Людвигу запретили преподавать до конца своих дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались помочь ему продолжить преподавание, им это не удалось.

Первой известной книгой была «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этом произведении чувствуется влияние лекций Гегеля. Он затрагивает вопрос о соотношении философии и религии.

В 1837-1838 годах к этому сочинению были изданы дополнения. Автор отвергает учение традиционного богословия о бессмертной душе. В томе, посвященном Байлю, он заявляет о своем атеистическом видении мира и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно свою мысль Фейербах развивает в следующих произведениях: «Философия и христианство» (1839) и «Суть христианства» (1841).

В его более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843 г.), «Сущность религии» (1845 г.) и «Чтения о сущности религии» (1851 г.) — материалист радикально склонен к роли чувственности в познании.

фото 770

Он отрицает роль бессмертной души и говорит, что каждый «человек — это то, что он ест».

Последнее произведение мыслителя — эвдемонизм. Несмотря на то, что Людвиг Фейербах в то время страдал от серьезных трудностей, он написал философское произведение, проникнутое искренней верой в счастье людей.

Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — высшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Проблема религии в работах Фейербаха: человек и Бог

Таким образом, мы увидели, что Фейербаха изначально привлекали взгляды Гегеля. Но когда Гегель начал разоблачать свою «философию религии» и свою теологию в Берлинском университете, Людвиг Фейербах не смог примириться с гегелевской идеей «Абсолютного духа», которая для него имела «послевкусие» протестантской религиозности, совести и теологии. Так он сформировал свою позицию и свою философскую концепцию религии, на разработку которой ушло много лет.

Представление о сущности христианства и религии в целом — первое проявление зрелого материалистического видения Фейербаха. Философ, отстаивая позицию антропологии, пытался понять: какова природа религии? В чем его особенность и что заставляет человека постоянно балансировать между «любовью к Богу» и «любовью к ближнему»? Ответ на этот вопрос можно сформулировать в терминах четырех основных положений концепции религии Фейербаха:

1) Религия, по мнению мыслителя, образована человеческим сознанием и является неотъемлемой частью человеческого сознания. Человеческая совесть часто определяет характер религиозных отношений, общую систему религиозных правил и богослужений. Бог — по мнению философа, это фантастический образ в сознании человека, своеобразным образом отражающий его собственную сущность. Однако Фейербах дает объяснение религии не только и не столько через призму фантастических образов. Он не хочет сводить суть религии только к этому. Проникая все глубже в сущность религиозного сознания, Фейербах, в отличие от своих материалистических предшественников, показывает, что смысл религиозной веры заключается в субъектно-объектных отношениях между людьми. Рэй М., Мюррей М. Введение в философию религии. — М .: ББИ, 2010 — 432 с.

Например, любовь в семье к матери, отцу, жене и детям — это определенная составляющая психологических переживаний, отражающая взаимодействие субъектно-объектных отношений. Такие чувства скрыты в религиозном сознании. Бог — это откровение сущности внутреннего «я». Это антропологическое подтверждение сущности религии Фейербах называет «торжественным раскрытием сокровищ человека», признанием его таинственных мыслей, открытым признанием его секретов любви;

2). Религия также выступает с точки зрения Фейербаха как «родовая» и социальная сущность человека. Обратите внимание, что внутренняя сущность человека связана с его родовыми, семейными и социальными отношениями. Более того, в религиозном мировоззрении объектом человеческого сознания является не только совокупность индивидуальных характеристик человека, но, прежде всего, общие характеристики;

3.) Фейербах не видел сущности религии только через классическое объяснение «страха перед неизвестным», как это часто случалось в произведениях французских материалистов. Философ не мог согласиться с мнением, что источник любой религии лежит только в незнании человеком себя и природных явлений. С другой стороны, религиозная сущность Фейербаха становится суммой глубокого знания и совокупности различных эмоций. Такой подход к пониманию религиозной сущности — не что иное, как сочетание и даже синтез знаний и эмоций. Однако, как только философское знание начинает прорваться через истинную антропологию религиозного мировоззрения, религиозная концепция Божественности автоматически исчезает. В конце концов, отношения «человек-Бог» на самом деле являются проявлением отношений «человек-человек», только с мистическим подтекстом. Религия в понимании Фейербаха — это «отношение человека к самому себе». Он также поясняет, что в этом и заключается суть религии: чем больше Бог становится человеком, тем больше человек отказывается от собственной субъективности;

Философские взгляды мыслителя

Людвиг Фейербах в своих трудах уделял внимание изучению человека. У каждого есть тело и душа. Именно тело играет важную роль. Это суть личности. Фейербах критикует учение идеалистов с их «абстрактным мышлением». Акцент делается на ощущениях: зрение, осязание, обоняние и слух. Они действительно реальны, и они нужны человеку для изучения психических состояний.

невозможно узнать что-то абстрактно, только с помощью разума. Если кто-то предлагает вам что-то подобное, это не более чем идеалистические домыслы.

Это направление в учении Фейербаха называется антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. Так возникает альтруистическая мораль, которая может стать сильнее «ложной» любви к Богу.

Человек в стремлении к счастью

антропологический материализм людвига фейербаха

Как и многие другие, Людвиг Андреас фон Фейербах поднял вопрос морали и истинных основ того или иного человеческого поведения. Надо сказать, что он был ведущим сторонником эвдемонизма, но он также внес что-то свое в это этическое направление. Антропологический материализм Фейербаха оказал значительное влияние на философию ХХ века и заставил нас переосмыслить многие области этики.

Если средневековые мыслители считали высшим счастьем познание Бога и возможность увидеть его в будущей жизни, то немецкий материалист утверждал, что счастье человека зависит от счастья других, потому что он не может быть счастлив, но также существует без них. Поэтому борьба за высшее благо разрушает структуру эгоизма и порождает в человеке чувство долга по отношению к другим людям. Поскольку Бог — это проекция лучших качеств высшего творения природы, то стремление к счастью заключается в сознательном желании добра для других. Но стоит оговориться, что этот импульс не следует сдерживать, и даже самопожертвование, связанное с радостным осознанием пользы, которую оно приносит другим, может сделать человека счастливым.

Оцените статью
Блог про Германию