Философия Людвига Фейербаха

Содержание
  1. Основные сочинения Фейербаха:
  2. Философские взгляды мыслителя
  3. Фейербах о единстве идеализма и религии
  4. Теоретическое мышление не рассматривается Фейербахом в качестве важной познавательной функции человека
  5. Происхождение и сущность религии
  6. Основные работы Фейербаха
  7. Человек как предмет философии
  8. Связь между философией и естествознанием более сильна, чем связь между философией и теологией
  9. Познание
  10. Фейербах — критик религии
  11. Этика Фейербаха
  12. Значение философии Людвига Фейербаха
  13. Материалистическое учение Фейербаха о природе является базой его философской антропологи
  14. Природа бесконечна во времени и в пространстве
  15. Религия появляется на ранней ступени развития человека
  16. Сущность человека отражается в общественном сознании
  17. Человеческая деятельность и его эмоциональная жизнь имеют большое познавательное значение.
  18. Фейербах — реформатор религии

Основные сочинения Фейербаха:

  • «К критике философии Гегеля» (1839 г)
  • Суть христианства (1841 г)
  • «Уроки сущности религии» (1851 г)
  • Евдемонизм (1869)

Философские взгляды мыслителя

Людвиг Фейербах в своих трудах уделял внимание изучению человека. У каждого есть тело и душа. Именно тело играет важную роль. Это суть личности. Фейербах критикует учение идеалистов с их «абстрактным мышлением». Акцент делается на ощущениях: зрение, осязание, обоняние и слух. Они действительно реальны, и они нужны человеку для изучения психических состояний.

невозможно узнать что-то абстрактно, только с помощью разума. Если кто-то предлагает вам что-то подобное, это не более чем идеалистические домыслы.

Это направление в учении Фейербаха называется антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. Так возникает альтруистическая мораль, которая может стать сильнее «ложной» любви к Богу.

Фейербах о единстве идеализма и религии

Концепция Фейербаха в рамках немецкой классической философии выступает как антипод идеализма в ее понимании. Перелом в его взглядах — переход от приверженности философии Гегеля к его глобальной критике — происходит в статье «К критике философии Гегеля». Более того, он приходит к полному разрыву с идеализмом во всех его формах и проявлениях и считает атеизм главным содержанием своего учения.

Фейербах показывает, что стремление идеалистов логически вывести существование внешнего мира, природы из мысли, сознания происходит из их признания сверхъестественного начала. По его мнению, признание идеалистами примата идеального закрывает дорогу к истине. Если философ идеалист, тогда истина ложна, а ложность истины объединяет идеализм и религию. Он приходит к выводу, что если мы признаем абсолютный разум как основу всего сущего, это означает, что мы излагаем религиозные идеи о Боге и сотворении мира с его стороны. Хотя философия и религия — это разные мировоззрения, идеализм и религия тесно связаны. Об идеалистической философии Фейербах пишет: «Само собой разумеется, что философия или религия вообще, т. Е. Независимо от их специфического различия, тождественны». По его словам, идеалистическая философия — это «рационализированное богословие».

Как атеист, Фейербах считал критику религии важнейшим делом своей жизни. Прежде всего, отметим, что у человека нет врожденного религиозного чувства, и возникновение религии — естественный исторический процесс: «ее содержание также внешне связано с особым периодом истории, с особым местом и названием».

Изучая различные современные формы религии, философ уделяет самое пристальное внимание христианству, которое его предшественники считали высшей формой религии. Для Фейербаха христианство, как и другие его формы, исторически преходяще. Исследуя сущность и происхождение религии, Фейербах отрицает Бога, а не религию вообще. Он не призывает к отмене религии, но стремится улучшить ее. Считая религиозные чувства непреодолимыми, философ предлагает новый принцип: «Человек для человека есть Бог».

Теоретическое мышление не рассматривается Фейербахом в качестве важной познавательной функции человека

Это неправда. Фейербах не принимает во внимание сенсорные данные. Он высоко ценит роль познания, приобретенного с помощью органов чувств. Но он также признает важную роль мысли. Он заключается в анализе данных, полученных эмпирическим путем, и понимании их скрытого содержания. Мышление человека должно быть сопоставимо с чувственным созерцанием. Следовательно, чувственное восприятие является критерием истинности мысли. Правда, Фейербах дает понять, что такое сравнение не всегда возможно на самом деле. Это основано на том, что в мыслительном процессе человек знает не только настоящее, но также прошлое и будущее. Это означает, что он включает в себя то, что больше не существует, и то, что еще не существует. Однако, рассуждая таким образом, Фейербах не приходит к выводу о связи практики и теоретического знания. Хотя иногда философ говорит о практике. Например, Фейербах считает, что практика способна решить те вопросы, которые теория не может решить. Однако ему не хватает научного понимания практики.

Происхождение и сущность религии

В своих произведениях Фейербах углубляется в проблему происхождения религии и дает свою интерпретацию. Настоящая причина религии коренится в «природе человека» и в условиях его жизни. Он связывает его возникновение с той начальной фазой человеческой истории, когда человек еще не мог иметь правильного представления о явлениях природы, об окружающем мире. Фейербах считает, что человек обожествляет все, от чего он зависит (реального или в своем воображении), и приходит к выводу: «Основа религии — чувство человеческой зависимости».

Прежде всего, религиозные настроения порождаются страхами перед элементарными силами природы, но философ считает, что в религии отражены не только страх и страдание, но и чаяния, надежды, идеалы человека. Бог — это то, кем хочет быть человек. Религия — это продукт человеческого опыта. Философ пишет: «Человек верит в богов не только потому, что у него есть воображение и чувство, но и потому, что он хочет быть счастливым. Он верит в совершенное существо, потому что сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертие, потому что сам не хочет умирать ». Христианская религия выражает отношение человека к самому себе, к своей сущности, «которую он считает чем-то чужим». Фейербах замечает: «В религии человек разделяет себя: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное ему». Фейербах понимает эту раздвоение как отчуждение человека от самого себя: выведенная сущность отчуждена от человека, объективирована, ей приписывается самостоятельное существование. Теперь Бог воспринимается как независимая независимая сила, которая с момента создания человека превратилась в его создателя и первопричину всего сущего. Таким образом, человек, так сказать, удваивает и созерцает свою собственную сущность в личности Бога. «Сущность и сознание религии исчерпываются тем, что находится в сущности человека, его совести и самосознании. «Религия не имеет собственного особого содержания», — пишет Фейербах. Таким образом, религия в ее понимании теряет свое значение как часть культуры и предстает лишь как человеческая иллюзия.

Ставя свою интерпретацию реального человека и сущности религии, основанной на человеческой сущности, на первое место своей философии, философ приходит к выводу, что основой богословия является антропология. Фейербах утверждает, что «теология давно превратилась в антропологию», под этим он подразумевает такое учение, когда истинный природный человек является и его отправной точкой, и его конечной целью.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь Людвиг Фейербах написал множество произведений, которые стали значительными в развитии философской мысли.

В 1830 году был опубликован труд Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии», в котором критиковался вопрос о бессмертии человеческой души. Эта работа была опубликована без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к ее созданию. Весь тираж был сожжен, и Людвигу запретили преподавать до конца своих дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались помочь ему продолжить преподавание, им это не удалось.

Первой известной книгой была «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этом произведении чувствуется влияние лекций Гегеля. Он затрагивает вопрос о соотношении философии и религии.

В 1837-1838 годах к этому сочинению были изданы дополнения. Автор отвергает учение традиционного богословия о бессмертной душе. В томе, посвященном Байлю, он заявляет о своем атеистическом видении мира и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно свою мысль Фейербах развивает в следующих произведениях: «Философия и христианство» (1839) и «Суть христианства» (1841).

В его более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843 г.), «Сущность религии» (1845 г.) и «Чтения о сущности религии» (1851 г.) — материалист радикально склонен к роли чувственности в познании.

фото 770

Он отрицает роль бессмертной души и говорит, что каждый «человек — это то, что он ест».

Последнее произведение мыслителя — эвдемонизм. Несмотря на то, что Людвиг Фейербах в то время страдал от серьезных трудностей, он написал философское произведение, проникнутое искренней верой в счастье людей.

Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — высшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Человек как предмет философии

Критикуя идеализм в его различных формах, Фейербах приходит к возможности создания новой философии. Не мысли о реальности, не абстрактные сущности, а сама реальность должна стать, по его мнению, предметом философии. Но как трактует действительность Фейербах? Прежде всего, это объективно существующая природа и человек как ее продукт. Определяя предмет новой философии, Фейербах пишет: «Новая философия делает человека, включая природу как основу человека, единственным, универсальным и высшим предметом философии…».

В связи с этим возникает вопрос о сущности человека, его истинной природе. В своих произведениях философ подробно исследует саму сущность человека и дает различные определения, зачастую неясные. Подчеркивая материалистический характер своей философии, Фейербах говорит прежде всего о человеке как о естественном существе; для него личность «неотделима от плоти и крови», «тело в целом является моим« я », составляет мою сущность». Позже в «Сущности христианства» он размышляет о признаках истинно человеческого в человеке и приходит к выводу, что осознанная им сущность человека — это разум, воля и сердце. Именно в «воле, мысли и чувстве заключена высшая абсолютная сущность человека как такового и цель его существования». Это означает, что человек представляет собой единство материи, тела и сознания, чувств; человек — материальный объект и одновременно мыслящий субъект.

Фейербах обращается к конкретизации человеческой природы, подчеркивая, что все люди не могут быть одинаковыми по возрасту, полу, национальности и так далее, поэтому он выдвигает тезис о том, что сущность человека содержится в его индивидуальности: «сущность человека есть во-первых, общая сущность сама по себе является индивидуальной сущностью «. При этом он подчеркивает, что сущность человека раскрывается только в единстве, в общности человека с человеком: «Отдельная личность, как нечто отдельное, не содержит в себе человеческой сущности… Человеческая сущность есть присутствует только в общении, в единстве человека с человеком ». Здесь философ приходит к пониманию того, что сущность человека имеет не только биологическую и психофизическую природу, но и социальный характер.

Рассматривая природу человека, Фейербах не забывает родовую сущность человека, сущность человечества, под которой он понимает способность чувствовать и думать, совокупность страстей и желаний: любви, страха, радости, несчастья и счастья. Таким образом, Фейербах вводит в философию антропологический принцип, основанный на понимании сущности человека как природного существа, наделенного совестью, волей и чувствами, способного открываться и развиваться только в общении с другими.

Поэтому Фейербах ставит вопрос о практическом смысле философии, которая, по его мнению, заключается в решении проблем конкретного человеческого существования, чтобы сделать человека счастливым.

Связь между философией и естествознанием более сильна, чем связь между философией и теологией

Вследствие этого «брак» философии и естествознания окажется очень плодотворным. Спасение после смерти — это то, что религия обещает человеку. Цель философии — помочь человеку выполнить обещания религии на земле. Другого мира нет — в этом Фейербах полностью в безопасности. Философия должна давать человеку возможность познать свои способности, а не получать мнимые утешения.

Познание

Сначала Гегель был главным авторитетом для Людвига Фейербаха, но, по его учению, чувства и ощущения сами по себе не могут дать человеку общих знаний. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не создают абстрактных категорий. Фейербах, в свою очередь, считал использование органов чувств основным методом не только восприятия, но и познания. Поэтому его считают материалистом. Он подчеркнул, что все спорные моменты исчезают, когда появляется чувственность, тождественная реальности и правде. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно выступал против теории Гегеля, даже заявляя, что нет ничего абстрактного и общего понятия. Есть только отдельные, конкретные вещи и явления.

Кроме того, философ выступает как критик и противник Канта, придерживавшегося теории ограниченного человеческого познания. Согласно Фейербаху, наши гносеологические возможности безграничны. Однако такая бесконечность возникает не сразу, а только тогда, когда научно-техническое развитие достигает еще больших успехов. Таким образом, философ известен своим утверждением, что все, что нам не было известно, наши потомки смогут узнать.

Материалист Фридрих Ланге отметил еще одну особенность учения Фейербаха о познании, назвав его «туизмом». Это слово происходит от латинского «ту», что переводится как местоимение второго лица — «ты». Реальность существования не может быть определена в тех случаях, когда она доступна ощущениям только одного человека, важно, чтобы она действительна для другого. Любовь между живыми существами лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Таким образом, в познании философа важную роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.

Фейербах — критик религии

Философ понимает сущность религии с антропологической точки зрения. В этом смысле религия сводится к развитию буржуазного атеизма. Фейербах соглашался с аргументами материалистов XVII и XVIII веков о том, что элементарные силы природы вызывают у человека страх. Под влиянием этого страха возникает религиозное чувство. Однако Фейербах интегрирует эти материалистические суждения: он говорит, что религия отражает не только страх человека, но и его надежды, идеалы, страдания, трудности, стремления. Философ считает, что Бог — это то, чем человек стремится быть, и поэтому жизненное содержание наполняет религию в целом. Следовательно, религия — это не абсурд или иллюзия.

Этика Фейербаха

В основе этики Фейербаха лежит эвдемонизм, учение, согласно которому мораль неразрывно связана со стремлением к счастью. Фейербах раскрывает свое понимание морали в теории счастья. «Приверженность счастью — это обязательство», «это фундаментальное, изначальное обязательство всего, что живет и любит, что существует и хочет существовать». Обращаясь к проблеме счастья в своем произведении «Евдемонизм», Фейербах спорит с Кантом и отстаивает позицию, согласно которой основой нравственного поведения, основополагающим принципом и условием нравственности должно быть человеческое счастье. Признавая, что без добродетели нет счастья, философ указывает, что «нет и добродетели без счастья». По крайней мере, человек должен быть счастлив удовлетворять свои основные потребности в питании и обеспечивать условия жизни. Иначе от человека нельзя требовать моральных действий. Он пишет: «Но там, где начинается настоящая нужда и бедность, где погоня за счастьем так тонет, что ограничивается только удовлетворением потребностей в пище, только для утоления голода, там молчат Дельфийский оракул и категорический императив». Каждый имеет право на счастье и стремится к нему, но универсального понимания не существует, у каждого человека свое представление о счастье. Философ пишет: «Что такое страна, что такое люди и человек, таково его счастье».

Само стремление каждого человека к счастью есть принцип жизни, «фундамент», «фундамент», «предпосылка» морали, но еще не мораль. Это эгоистичное напряжение может стать нравственным и разумным только при условии любви не только к себе, но и к другим. Однако Фейербах не говорит о любви ко всему человечеству, а переносит проблему морали в сферу межличностных отношений, межличностного общения. Он утверждает, что стремление к собственному счастью недостижимо без человеческого единства и общения. Следовательно, моральное учение Фейербаха основано на единстве и взаимосвязанности личностей — «Я» и «Ты». По его словам, «Я» не может быть счастливым и не может существовать без «тебя». Люди нуждаются друг в друге и их борьба друг с другом происходит, прежде всего, волей чувственности, которая может проявляться в разных формах: жизнелюбие, взаимная любовь, стремление к счастью и удовольствиям в самом широком смысле этого слова. Фейербах пишет: «мораль, конечно, не знает собственного счастья без счастья других, она не знает и не хочет знать никакого изолированного, изолированного и независимого от счастья других счастья знает всеобщее счастье».

Высшее проявление счастья, по Фейербаху, — это любовь, прежде всего любовь к другому человеку, основанная на отношениях полов. Фейербах особо подчеркивает чувственную и эмоциональную сферы общения между людьми, которые дают полноту жизненного опыта. Только через личные переживания между людьми раскрывается сущность одного человека и познается личность другого; в общем, любовь — это «познание личности». Именно в любви проявляются лучшие человеческие качества, человек получает такое удовольствие, в которое входит и удовольствие и счастье другого. Любовь делает жизнь лучше, совершеннее, ведь каждый любящий человек старается творить добро. Философ считает: «Добро — это то, что соответствует человеческому желанию счастья; зло — это то, что ему сознательно противоречит».

Фейербах, продолжая традиции немецкой классической философии, рассматривает этику как практическую философию. Согласно этому подходу, мораль — это набор правил, принципов человеческого поведения, и долг каждого разумного существа — уважать их при любых обстоятельствах. Фейербах вместе с Кантом формулирует свой принцип поведения для всех людей: «Мои моральные требования к людям ограничиваются только тем, что они не делают ничего плохого». В то же время он понимает, что это идеал, к которому нужно стремиться, но люди еще далеки от его достижения.

Значение философии Людвига Фейербаха

Оценивая вклад Фейербаха в историю философской мысли, несомненно, следует отметить гуманистическую направленность его философии. Он ставит истинного человека в центр своей «новой» философии, пытается рассматривать человека в целом, отдавая предпочтение его биологической природе. С точки зрения атеизма он критикует религию и исследует ее происхождение. В то же время философ как бы отклоняется от того, что уже было достигнуто его предшественниками: он не видел сущности человека в своем сознании, он не мог понять диалектику, сохранив только свои отдельные моменты в своем учении.

Фейербах представил свою концепцию человека и человеческих взаимоотношений, в которой идея достижения счастья выходит на первый план. И это понятие достойно понимания, оно до сих пор занимает свое место в истории философии. Однако он не заслуживал всего богатства уже существующих идей по главной философской проблеме человека, которая оставалась всегда, он не понимал смысла идей Канта, Фихте и Гегеля, прежде всего. Таким образом, он обеднил свои собственные идеи, показывая на своем примере те ошибки философского расчета, когда приверженность философской традиции предается забвению.

Материалистическое учение Фейербаха о природе является базой его философской антропологи

Природа — единственная реальность: суждение этого философа противоположно религии и идеализму. Высший продукт и, следовательно, выражение природы — человек. Природа думает о себе и чувствует благодарность человеку и самому человеку. Философ уверен, что в природе нет ничего выше и ниже нее, поэтому нельзя согласиться с доводами идеалистов об уменьшении природы. Кроме того, по Фейербаху, синонимичны следующие понятия: «природа», «действительность», «реальность», «материя», «бытие», поскольку они по сути означают одно и то же.

Природа бесконечна во времени и в пространстве

Только возникновение отдельных явлений может быть определено временем, но сама природа вечна. Эти гипотезы могут быть доказаны с точки зрения данного философа не только с помощью знания, но и всей человеческой жизни. Ни одно природное явление не может быть наделено двойным существованием (это показывает опыт человека), поэтому загробной жизни не существует. Философ пытается преодолеть механическое понимание природы, существовавшее у материалистов 18 века. Человеческие ощущения разнообразны. Это разнообразие соответствует разнообразию природных качеств. Фейербах понимает единство природы и человека с антропологической точки зрения.

Религия появляется на ранней ступени развития человека

именно с этой фазой человеческой истории философ связывает рождение религии. В этот исторический период человек не мог достоверно понять природные явления. Он не мог правильно истолковать все, от чего зависела его жизнь. Вот почему в те времена человек начал поклоняться явлениям природы. Фейербах обращает внимание на то, что животные тоже зависят от природы, причем в гораздо большей степени, чем человек. Несмотря на это, животные лишены воображения, мыслей и духовной жизни. Религия возникает на основе способности человека мыслить абстрактно. Человеческое сердце, по мнению философа, является сущностью религии. Человеческое сердце стремится любить и верить, и в этом его главное отличие от холодного разума. В религии отражается весь человек. Углубляясь в этот вопрос, Фейербах заявляет, что человек не хочет умирать, и поэтому он верит в бессмертное существо, человек хочет быть совершенным, и поэтому он верит в совершенное существо. Точно так же философ объясняет религию: это антропологическое понимание.

Сущность человека отражается в общественном сознании

Сущность человека — это его опыт, чувственность, жизнь сердца и разума. Человек, прежде всего, любящее, страдающее существо. Для него характерно стремление к счастью и другим ценностям. Именно жизненное содержание должно стать основой для изучения различных форм общественного сознания (например, религии). Особенность антропологического метода Фейербаха состоит в том, что он сводит сверхчувствительное к чувственному, фантастическое к реальному и т.д. И представляет собой единство всех людей, поскольку деятельность каждого человека носит чувствительный характер.

Человеческая деятельность и его эмоциональная жизнь имеют большое познавательное значение.

Поэтому Фейербах отнюдь не ограничивается описанием роли органов чувств в познании человека. Однако он характеризует сенсорную деятельность без связи с материальным производством.

Фейербах — реформатор религии

Философ часто повторял, что существующие представления о мире — религиозно фантастические — будут разрушены, человек сможет получить на земле то, что ему обещает религия, только после смерти. По мнению философа, религиозные чувства невозможно преодолеть. Любовь одного человека к другому — тоже религиозное чувство. В таких интерпретациях атеизм рассматривается как безбожная религия, это очень широкое понимание религии. Это довольно слабое место в антропологии Фейербаха. Это позволяет оправдать возникновение религиозных чувств. Этот философ практически сводит роль религии в истории к основной духовной жизни человека.

Оцените статью
Блог про Германию