Философия Шеллинга — философия искусства кратко

Основные сочинения Шеллинга:

  • «Идеи для философии природы» (1797)
  • Система трансцендентального идеализма (1800 г)
  • «Философия искусства» (1803 г)
  • «Философские исследования сущности свободы человека» (1809 г)
  • «Философия мифологии» (опубликовано посмертно)
  • Философия Откровения (опубликовано посмертно)

Шеллинг о предмете и задачах философии

Что касается Фихте, то для Шеллинга предметом философии является человек. Немецкий философ считает, что даже первый взгляд на человека учит нас, что это единство природного и духовного, бессознательного и сознательного. Он писал: «У всех нас есть таинственная, чудесная способность вернуться от изменения времени к нашей сущности, освободившись от всего, что пришло извне, и там, в форме неизменности, созерцать вечное в себе». Однако, согласно Шеллингу, «всякий, кто хочет открыть науку о вечном, должен начинать с изучения природы. Приходите в физику и познавайте вечное!».

Таким образом, в основе философской системы Шеллинга лежит идея тождества материи и духа, конечного и бесконечного, объекта и субъекта. «Сама суть вещей (и в реальной вселенной) — это не душа или тело, а идентичность того и другого». Шеллинг считал, что устранение дуализма, то есть любой реальной оппозиции между духом и материей, может положить конец бесчисленным философским спорам об отношениях между духом и материей.

Первоначальной концепцией онтологии Шеллинга является концепция Абсолютного Разума: в нем субъект и объект образуют «интегральную неразличимость», и все, что действительно существует, — это тождество субъективного и объективного, материального и идеального, природа и интеллигенция. Поэтому Шеллинг назвал свое учение философией идентичности.

Поэтому немецкий философ указывает на две основные задачи философии: изучение природы (натурфилософия) и анализ духовного, идеального (трансцендентальный идеализм). «Оба составляют науку и отличаются друг от друга только направлением своих задач».

Первый этап философствования Шеллинга

Творческое мировоззрение мыслителя было очень изменчивым, как и сам ученый. Восприимчивый и одаренный характер Джозефа наложил отпечаток на философствование эссе. Вильгельм изучил собрание произведений своих коллег-предшественников (Платона, Бруно, Спинозы, Фихте, Канта), своих современников и сформировал по каждому отдельное мнение, которое, получив новую информацию, трансформировалось. Доброжелательно встретив идеи Гегеля, Вильгельм, не согласившись с мыслителем по некоторым вопросам, резко изменил свое отношение к Фридриху, вплоть до враждебности.

По схожему поведению, типичному для Шеллинга, научная деятельность философа делится на разные периоды. Но для удобства организации работа немецкого мыслителя была разделена на два этапа: до и после трактата о зле».

Первый негативно-философский период ученого характеризуется обращением философии к разумным наукам, включенным в рамки здравого смысла. Мнение Вильгельма постоянно меняется в сторону противоположного. Присущий первой стадии абсолютный философско-духовный идеализм стал основой натурфилософии мыслителя. Вскоре после этого абсолютный идеализм превращается в трансцендентальный. И даже позже превращается в настоящую идеалистическую философскую идентичность. Знание бытия по Шеллингу распространяется на религию, философию, искусство, переходящую от античности, от средневековья к новому времени.

Натурфилософия Шеллинга

Шеллинг начал свои самостоятельные шаги в философии с учения о природе. Разделяя идеи Фихте об активном активном «я», Шеллинг, однако, не соглашался с его взглядами на природу как на пассивное и «мертвое» начало.

Следует отметить, что при создании философии природы Шеллинг опирался на последние открытия в различных областях естествознания. В области физики и химии важными источниками его идей были открытия и теоретические работы Гальвани, Вольта, Эрстеда, Дэви, Ломоносова, Лавуазье; в области изучения органической природы — исследования Галлера, Брауна, Килмейера.

Природа в философии Шеллинга одухотворена, то есть рассматривается как «интеллигенция» или «нечувствительный дух». «Так называемый натюрморт — это всего лишь незрелый разум, и именно поэтому уже в явлениях этого типа, хотя и в бессознательной форме, мы можем увидеть то, что характерно для интеллигенции».

Более того, природа находится в состоянии постоянного развития и становления. В своем развитии природа идет по пути постепенного роста (в терминологии Шеллинга «укрепление») содержащегося в ней духовного начала. Развитие природы заканчивается возникновением сознания, которое понимается немецким философом как цель природы. «Природа достигает своей высшей цели — стать объектом самой себя — только через высшее и окончательное отражение, которым является не что иное, как человек или, в более общей форме, то, что мы называем разумом».

Согласно Шеллингу, источником развития природы является ее «универсальная двойственность» («полярность») — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие; Противостояние материального и духовного, объекта и субъекта, бессознательного и сознательного проходит через всю природу. Прототипом этого принципа, по Шеллингу, является положительный и отрицательный заряд электричества, полярность полюсов магнита: они соединены одновременно и противоположны.

Наконец, природа понимается как большой организм, в котором противоположности гармонично разрешены в единстве. В природе существует взаимосвязь между явлениями, нет ничего «отдельного от другого, вне другого, все абсолютно одно и другое». С этих позиций Шеллинг критикует механистические концепции, которые тогда были широко распространены в естествознании.

Как отразилась идеология Шеллинга на развитии философской мысли

Влияние философствования немецкого эссе на формирование исследовательской мысли его последователей и современников велико, но не однозначно.

Шеллинг считал свою роль в натурфилософии чрезвычайно важной. Если посмотреть на это со стороны холодного ума, то для учения мыслителя характерно чередование основных идей, за что его и прозвали «философским протей». Но здравый смысл, присущий всем периодам учения Шеллинга, способствует разностороннему познанию начала жизни, что помогло последователям найти свой собственный путь.

Концепции Вильгельма нашли отражение в научном мировоззрении европейских философов, писателей, врачей и юристов (в том числе россиян.

Философия откровения

Это еще один вопрос, заданный Шеллингом. Однако немецкая философия, как и любая доминирующая система мышления в Европе, является примером «негативного мировоззрения». Руководствуясь этим, наука исследует факты, а они мертвы. Но есть также позитивное мировоззрение — философия откровения, которая может понять, что такое самосознание Разума. Дойдя до конца, он поймет правду. Это самосознание Бога, и как философия может охватить этот Абсолют? Бог, согласно Шеллингу, бесконечен, и в то же время он может стать ограниченным, появившись в человеческой форме. Это был Христос. Придя к таким взглядам к концу жизни, мыслитель стал критиковать идеи о Библии, которые он разделял в юности.

Шеллинг немецкая философия

Решение проблемы противоречий между объектом и субъектом

Философская концепция мыслителя столкнулась с проблемой духовности природы. Долгое время Мать-Природа была неодушевленным объектом, но научные исследования четко установили его органическую сущность. Таким образом, природа выросла из неорганической формы бытия в органическое, одухотворенное множественность и стала субъектом. Получив субъективный статус, природа получила самовыражение в антропологии и культуре.

Натурфилософия обязана заниматься неодушевленной природной ипостасью и живым трансцендентным перевоплощением. Таким образом, возникает конфликт между объектом и субъектом, что свидетельствует о необходимости компромиссного построения объектно-субъектных отношений.

Высшая ступень в развитии естественного субъекта — человеческий род, поскольку только один человек обладает личным «Я», способностью мыслить.

Этот ранее установленный взгляд на естественную двойственность (нематериальная, недуховная концепция, опосредованная между объективным бытием и субъективным сознанием) поднял природу на новый уровень. Сущность природы раскрылась сразу во всем: духе, материи; сознание, бытие; объект, субъект, в котором подчеркивается его особое значение.

Философия тождественности

Сформированные автором идеи привели к единственно правильному, по его мнению, решению: философии идентичности. Шеллинг считал, что превосходство мышления над бытием ведет к обособлению исследовательских выводов. Только солидарность, равенство, а не раздробленность философских концепций могут привести к главной цели научного исследования. Принцип идентичности — это отсутствие разделения между идеальным объектом и реальным субъектом. Идентичная позиция избавляет от необходимости искать оригинального авторитета.

Но для практического использования принципа идентичности нужен правильный инструмент, который Шеллинг видит в искусстве. Только произведения искусства способны гармонично сочетать практические знания с теоретическими, подчеркивать социальную значимость, глубину, объективность знаний.

Философия идентичности характеризуется использованием интуиции интеллекта, который действует как объективно-субъективная единица. Это единство сводит безличное понятие «ничего» (ни природы, ни души) к великому всемогущему «чему-то», которое определяет разумное безразличие к приоритету.

Шеллинг: философия тождества

В чем проблемы современного мышления? Дело в том, что мы в основном занимаемся философией объекта. В его системе координат, как указал Аристотель, «А = А». Но в философии предмета все иначе. Здесь A может быть таким же, как B, и наоборот. Все зависит от того, какие компоненты. Чтобы объединить все эти системы, нужно найти точку, в которой все они совпадают. Философия Шеллинга рассматривает Абсолютный Разум как такую ​​отправную точку. Это тождество духа и природы. Он представляет собой некую точку безразличия (где все полярности совпадают). Философия должна быть своеобразным «органоном» — инструментом Абсолютного Разума. Последний представляет Ничто, которое имеет потенциал трансформироваться в Нечто и, изливаясь и создавая, распадается на Вселенную. Следовательно, природа логична, имеет душу и, в общем, представляет собой окаменевшую мысль.

Философия Фридриха Шеллинга: Мюнхен

В 1798 году философ становится профессором Йенского университета, где читает лекции по трансцендентальной философской доктрине. Спустя 2 года он публикует свое знаменитое творение под названием «Система трансцендентального идеализма». С начала 19 века он претерпел серьезные изменения в жизни. Поселившись в Йене, он решает навестить группу романтиков из Йены, где он находится в близких отношениях с Шлегелями и Новалис. Романтики Йены считали Каролину, жену одного из братьев Шлегелей, своей музой. Фридрих знакомится с Кэролайн, после чего у них складываются дружеские отношения, в результате которых возникает любовь.

Они поженились в 1803 году, переехав из Йены в Вюрцбург, где они прожили до 1806. Потом жизнь забросила их в Мюнхен, где философ находится в Академии наук, а с 1808 и до 1823 года он занимал пост генерального секретаря Академии искусств.

С 1801 года теория Шеллинга начала отклоняться от идей Фихте с появлением работы о его философской системе в Critical Journal of Philosophy. В этой статье он говорит об абсолютной системе равенства, абсолютном, отделенном от лишних частей и элементов.

Философия Шеллинга Фридриха: новая семейная жизнь

В этой статье философ пытается показать, что субъект и объект идентичны, но «в явлении» они различаются (идеальное и реальное). На основе нового предположения он пытается пересмотреть свои предыдущие исследования натурфилософского характера, а также философию искусства.

В 1809 году исследователь издает труд о свободе человека, в котором раскрывает понятие ее сущности, которое считается последним значительным трудом философа. В этом же году его жена покидает мир.

Это видео о немецкой классической философии.

Философия Шеллинга Фридриха: новая семейная жизнь

В 1810 году философ начал читать лекции по своей рукописной теории. В том же году он работает над произведением «Мировые эпохи», повествующим о божественном самораскрытии.

В 1812 году она сковала себя узами брака с Паулиной, которая позже родила ей детей. Затем он приходит к выводу, что его ранее описанная теория должна быть дополнена доктриной мифологического аспекта и откровения. В 1821 году на территории Эрлангена мыслитель читал лекции по философии мифологии, готовя к публикации статью с таким же названием. С 1827 г он читает курс новой философской истории.

Набирают популярность курсы чтения по мифологии и откровениям, ученого приглашают преподавать их на территории различных городов, академий и университетов. Среди слушателей исследователя были:

  1. М. Бакунин;
  2. Ф. Энгельс;
  3. С. Кьеркегор.

Ученый продолжал читать лекции до 1845 года, продолжая работать над своими трудами.

Биография Фридриха Шеллинга: кратко о личности

После 1845 года ученый решает вернуться к теме «негативной философии», которой он придерживался до 1810 года. В это время он готовится к публикации своих ранее незаконченных работ. Они были опубликованы сыном философа после смерти отца. Все труды ученого размещены в 14 томах.

По характеру исследователь был личностью эмоциональной, что активно чувствуется в его работах. Ученый буквально жил на грани философской науки и поэзии, а также теософского учения. Мистические произведения Ф. Баадера, а также Я. Бёме запечатлелись в его жизни. На первом этапе своего исследования исследователь осознал влияние идей Фихте на его работу, а в своих последующих работах он основывался на теории Канта. Ученый признавал Гегеля только своим учеником, но считал, что Гегель значительно ухудшил принципы его системы.

Считается, что философские учения этого мыслителя являются символом вечной новизны мысли, невозможности решения «предельных» вопросов.

В этом видео рассказывается об основной проблеме философии Шеллинга. Не забудьте оставить свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

Преодоление противоречия между субъектом и объектом

Но все перечисленные положения не удовлетворили мыслителя, и он продолжил развивать свои идеи. Следующим этапом его научной деятельности является работа «Изложение моей философской системы». Уже было сказано, что Шеллинг выступил против параллелизма, существующего в теории познания («субъект-объект»). Философия искусства была представлена ​​ему как образец. И теория существующих знаний этому не соответствовала. Как дела на самом деле? Цель искусства — не идеал, а тождество субъекта и объекта. Так и должно быть в философии. На этом основании он строит собственное представление о единстве.

Философия Фихте и Шеллинга

Философия трансцедентального идеализма

Изучение природы подтолкнуло Шеллинга к еще более радикальным идеям. Он написал работу под названием «Система трансцендентального идеализма», где он снова возвращается, чтобы переосмыслить идеи Фихте о природе и «Я». Какое из этих явлений следует считать первичным? Если исходить из натурфилософии, то таковой кажется природа. Если мы занимаем позицию субъективности, то эго следует считать первичным. Здесь философия Шеллинга приобретает особую специфику. Ведь собственно, что такое природа? Это то, что мы называем окружающей средой. То есть «Я» творит себя, чувства, идеи, мысли. Весь мир, отдельный от самого себя. «Я» творит искусство и науку. Следовательно, логическое мышление уступает. Это продукт разума, но в природе мы также видим следы рационального. В нас главное — воля. Он развивает и разум, и природу. Высшим в деятельности эго является принцип интеллектуальной интуиции.

Учение Шеллинга о познании. Трансцендентальный идеализм.

Шеллинг считал, что «способность знать — необходимое свойство человека. Эта способность связана с самой сущностью предмета ». Философ раскрывает свою доктрину знания в работе« Система трансцендентального идеализма ».« Трансцендентальная философия должна объяснить, как возможно знание… Трансцендентальный философ ищет принцип знание в знании. Он утверждает: есть нечто окончательное, с чего начинается все знание и за которым нет знания».

Чтобы решить проблемы познания, Шеллинг обращается к изучению процесса приобретения знания или к определению того, «с чего начинается все знание и за пределами которого нет знания». В «Системе трансцендентального идеализма» немецкий философ писал: «Прежде всего, мне нужно ввести систему в свое собственное знание и найти в самом знании то, что определяет все частное знание. Однако нет никаких сомнений в том, что все, что я знаю, определяет мое знание самого себя… Самосознание — это источник света для всей системы знаний… ». Следовательно, исходный принцип трансцендентального идеализма — это самосознание познающего субъекта. Поэтому следующий шаг в трансцендентальной философии связан с ее изучением.

Шеллинг считал, что «открытие» этого принципа возможно только с помощью такой формы мышления, как интеллектуальная интуиция. Отсюда шеллингианская диалектика мыслеформ в познании. Согласно немецкому философу, обычное логическое мышление (разум) дает знание более низкого порядка, чем доступное разуму. Формы рационального познания — это не умозаключения и не доказательства, а непосредственное восприятие в вещах единства противоположностей. Субъектом этого типа познания может быть не обычный ум, а только философский ум, а также художественный гений (в этом он видит своего рода единство философии и искусства, представленных в их высших формах).

Наивысший акт познания, самосознание, может быть достигнут только с помощью интеллектуальной интуиции, которую Шеллинг понимает как способность к умственному восприятию («созерцанию») интеллектуального действия во время его совершения. Именно благодаря интеллектуальной интуиции бесконечное «я» (субъект) становится объектом познания, то есть созерцает себя как конечное. Таким образом, я знаю и свое существо, и свое дело одновременно это одновременно и реально, и идеально. Поэтому, пишет Шеллинг, «сторонник трансцендентальной философии говорит: дай мне природу с противоположными действиями, одна из которых бесконечна, а другая стремится созерцать себя в этой бесконечности, и отсюда я произведу интеллект со всей его системой представления. Любая другая наука предполагает, что интеллект уже готов, а философ исследует его в процессе развития и заставляет его, так сказать, предстать перед его глазами».

Второй период

Философия откровений

Как упоминалось ранее, Шеллинг в этот период активно занимался изучением религии.

Если первый период можно назвать пантеистическим, то второй целиком и полностью теистическим. Весь этот период был посвящен интерпретации христианской религии и попыткам разрешить кризис философии идентичности, используя чисто теистический подход.

По своему содержанию философия откровения делится на 2 части:

  1. Общий. В этой части Шеллинг формирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя ее старой «негативной».
  2. Особый. По большей части он посвящен проблемам религиозного характера, анализу христианского вероучения и эсхатологии.

Шеллинг называет всю свою старую философскую систему отрицательной, потому что ему так и не удалось избавиться от субъективной точки зрения. Более того, в каждой философской системе, прежде всего, есть точка зрения субъекта, поэтому мы можем знать вещи только с субъективной точки зрения.

Однако, если мы хотим попытаться узнать, что есть на самом деле, мы должны отпустить субъективную сторону и выйти за пределы своих чувств и мыслей.

Позитивная философия должна исходить не из опыта, а из некоего абсолютного бытия, которое превыше всего. Это «абсолютно трансцендентное существо» превосходит все мысли и стоит выше всякого опыта.

Положительная и отрицательная философия априори, но между ними есть существенная разница. Негативное противопоставлено опыту, а позитивное сливается, ассимилируется с экспериментальным знанием и содержит характерные черты априорной и апостериорной науки.

Позитивная философия абсолютно свободна, потому что она не связана ни субъективным опытом, ни «негативным» рационализмом, который, по мнению философа, обращает внимание только на конечную сущность вещей и игнорирует их реальную сущность.

Согласно позитивной философии, существование Бога можно осознать через особый метафизический опыт.

В философии откровения есть также общая онтологическая часть.

это учение креационистов, основанное на Триедином Боге, который представляет собой комбинацию трех сил. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему творению в этот момент еще не созданного.

Эти полномочия таковы:

  1. Дух сам по себе — определяет на будущее существо «способность быть»
  2. Сам дух — необходимость быть
  3. Сам дух — это долг быть

В самом начале акта творения силы выходят из равновесия и становятся космическими творческими силами. Постепенно процесс творения приводит силы в более гармоничное состояние. Процесс этого восстановления представлен теогоническим аспектом — силы, которые объединяются, становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонической — рассеянные силы образуют компоненты природного и духовного мира.

Конечным результатом творения должен стать первый человек, существо, свободное как от Бога, так и от потенциальных возможностей. Он содержит вселенную и действует как связующее звено между собой и тремя ипостасями троицы.

Благодаря этому он может актом своей свободной воли отделить себя от триединого Бога, создав внебожественный мир.

Понятие «Откровение» в данном случае означает неизбежное восстановление Бога в сознании сотворенного существа, своего рода воссоединение Бога с человеком.

Шеллинг считает фундаментальный принцип откровения мифологическим процессом. Во время этого процесса силы, действующие в человеческом сознании, в конечном итоге становятся воплощениями единого Бога.

История самосознания, по Шеллингу, проходит через следующие ступени

Во-первых, познавательный процесс определяется бессознательной активностью теоретического эго. Он начинается с ощущения, затем посредством созерцания, представления, суждения достигает наивысшего момента теоретического эго — разума, когда теоретическое эго воспринимает себя как автономное и независимое и, следовательно, становится сознательным и действует практически.

На втором этапе развития самосознания главное — это воля практического «я». Шеллинг понимает волю как желание человека познать себя и реализовать себя. Воля, в свою очередь, неразрывно связана с моралью. Важно отметить, что, по Шеллингу, человек реализуется только путем совершения моральных действий по отношению к другим людям.

И на завершающей стадии развития самосознания возникает эстетическое эго, в котором преодолевается противопоставление теоретического и практического эго, наступает гармония бессознательной и сознательной деятельности.

Шеллинг Философия искусства

Как и Фихте, Шеллинг был убежден, что система прекратит свое существование, если она вернется в исходную точку. Таким образом, в искусстве реализуется тождество духовного и материального, совпадение природы и свободы. Художественное творчество происходит бессознательно и необходимо, как природный процесс. Шеллинг писал: «Уже давно было ясно, что не все в искусстве реализуется сознательно, что бессознательная сила должна сочетаться с сознательной деятельностью и что только полное единство и взаимопроникновение обоих создает высшее в искусстве». Произведение искусства, конечно, но оно имеет бесконечный смысл, преодолевает противопоставление теоретического, морального и практического.

именно философия искусства становится для Шеллинга «общим органом философии и финальным аккордом всей ее архитектуры».

Значение философии Шеллинга

Смысл философии Шеллинга заключается главным образом в том, что, в отличие от философии Фихте, природа приобрела значение самостоятельного объекта, характеризуемого диалектическим развитием, и человек понимался как вершина этого развития. Шеллинг считал необходимым условием изучения природы найти в ней истинные динамические противоположности и внутренние противоречия, являющиеся источником ее развития.

Шеллинг ввел в теорию познания в систематической форме принцип историзма и понимание философии как растущего самосознания человека. Шеллинг подтвердил важность свободы и основанных на ней действий как важных факторов познания и существования реальности.

Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские воззрения мыслителей других стран, в том числе деятелей русской культуры XIX века.

Послесловие

Шеллинг — один из самых выдающихся мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь за частую смену деятельности. Занимаясь натурфилософией, он много времени уделял естествознанию и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

Затем, интересуясь метафизикой, он создает собственную философию идентичности. В последний период своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии идентичности через религиозную философию, особенно христианскую.

это третий период философии Откровения, который критики считают наиболее противоречивым в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеистов.

Однако, несмотря на столь частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, поскольку он, как и Кант, постоянно задавал себе вопрос: при каких условиях можно было бы понять действительность?

И попытка найти эти условия красной нитью проходит через все 3 его основных периода.

Попытка объединить дуалистическую природу Вселенной в единую доступную познанию систему.

Более того, он довольно быстро отвергает возможность познания человеческим разумом, что особенно очевидно в философии Откровения, в тезисе о первом человеке.

Работа Шеллинга, безусловно, заслуживает внимания всех, кто интересуется классической немецкой философией. Его неординарные идеи весьма интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел ясно выражать свои мысли.

Оцените статью
Блог про Германию