Философия Фридриха Ницще: нигилизм

Философия жизни

фото 574
Основа всей философии Фридриха Ницше — это то, что происходит. Его центром является воля к власти, которая кажется независимым космическим принципом. Все, что существует, материальное и нематериальное, возникло из ничего. Все, что происходит в мире, не имеет смысла и содержания. Человек ищет силы и последовательности, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир — непостоянная ложь. Эти короткие цитаты составляют основу жизненной философии Ницше. Он утверждает, что людям нужна призрачная вера. Кому-то просто выжить, а кому-то остаться у власти. Согласно Ницше, жить означает не только существовать, но и расти, накапливать силы, укреплять себя. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Биография Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за добрые дела и достойные поступки в загробной жизни, которой не существует. Ницше заверил, что церковь заставляет людей совершать для них необычные поступки. Необходимо понимать, что Господа не существует и ответственность за все действия полностью лежит на самом человеке.

Тогда появится настоящий мужчина — уникальное природное существо или жестокий зверь. Все мужчины должны бороться за власть и добиваться победы, мужчинам присуще стремление к господству.

Апогей творчества

После досрочного выхода на пенсию Ницше серьезно относился к философии. За следующие десять лет он написал 11 своих самых значительных книг, которые полностью изменили западную философию. В течение следующих четырех лет он написал самую известную книгу «Так говорил Заратустра».

Это произведение нельзя назвать философским, в обычном и обычном смысле слова, в книге есть высказывания, стихи, абстрактные светлые идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. За два года после его публикации Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за ее пределами.

Последняя книга философа «Воля к власти», просуществовавшая более пяти лет, была издана после смерти философа с помощью его сестры Елизаветы.

Воля к власти

Согласно Ницше, все человеческие устремления основаны на воле к власти, жизнь — это борьба за свою власть, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь — это просто воля к власти». Если перед Богом равняются исключительные и посредственные люди, то в реальной жизни люди всегда будут отличаться, даже своими способностями и талантами, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, поскольку воля к власти пронизывает все существо человека и вообще все живые существа на Земле.

Поэтому, согласно Ницше, даже посредственность всегда будет стремиться к власти, но это необходимо для общества, поскольку «высокая культура может существовать только на широкой основе, на твердо и прочно установившейся посредственности». Это означает, что задача масс — создать условия, основу для возможного появления человека нового типа: сверхчеловека. Но он не может появиться, если у высших личностей не хватит смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности и создать новые, основываясь на своей воле к власти. Эти новые моральные ценности станут целью высшего человека и могут быть реализованы в будущем в сверхчеловеке.

Таким образом, Ницше в своих работах дает критический и во многих отношениях глубокий анализ западной культуры и считает, что такие черты, как самообман людей и приверженность христианству в его современной интерпретации как единой и абсолютной системе ценностей, являются неотъемлемыми к нему. Он считает, что пробуждение лучших характеристик европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, которая может быть осуществлена ​​благородными и аристократическими людьми, которые откроют эру человеческого креативность.

Эта позиция Ницше была обусловлена ​​положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю — отсюда потеря человеком, своим словом, своей силой. Ницше, как артистическая натура, болезненно реагировал на действительность и считал, что массы разрушают позицию личности. Он считал необходимым спасти человека, выдвинув идею сильной личности: сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше как в прошлом, так и в настоящем — всегда, когда «толпа» или какая-либо социальная форма доминирует над индивидом. При этом философ совершенно не принимал реальность своего времени, а абсолютизация отрицания пороков окружающего мира достигла уровня глобального отрицания всего сущего.

Философские взгляды Фридриха Ницше

Во время своего психического заболевания о Ницше заботилась его сводная сестра Элизабет Ферстер-Ницше.

Она была вдовой известного немецкого идеолога антисемитизма и, взяв на себя ответственность за литературное наследие Ницше, выборочно публиковала его произведения.

По незнанию и по незнанию он приобрел статус знаменитости в Германии и практически стал нацистской иконой: его отрывочные и искаженные философские работы использовались для пропаганды этой идеологии. Только после окончания Второй мировой войны произведения Ницше были опубликованы без искажений.

Нигилизм

Возможно, самая известная цитата Ницше — «Бог мертв».

В конце XIX века с ростом влияния Германии и быстрым развитием научной мысли многие немецкие философы с оптимизмом смотрели на свою современную жизнь. Ницше видел свое время как период проблем, отмеченный фундаментальным кризисом ценностей.

В «Так говорил Заратустра» Ницше рассказывает историю человека по имени Заратустра, который в возрасте 30 лет ушел в пустыню.

Ему настолько понравился этот образ жизни, что он решил остаться там еще на десять лет. Вернувшись в общество, он объявил, что Бог умер. Согласно Ницше, прогресс науки привел к тому, что люди больше не обращают внимания на ценности христианства, и больше нет того мощного влияния на цивилизацию со стороны религии, которая определяет, что хорошо, а что есть зло.

Ницше на самом деле был критиком христианства, но еще более яростно выступал против атеизма и опасался, что это может быть следующим логическим шагом.

Философ не утверждал, что наука предлагает новый набор ценностей, который заменит христианские заповеди. Напротив, он утверждал, что нигилизм заменит христианскую мораль, отрицание всех верований и норм.

Ницше считал, что человеку всегда нужно знать источник ценностей и смысла. Он пришел к выводу, что если наука не может стать этим источником, она проявится в других формах, например, в форме агрессивного национализма. Ницше не выступал за возврат к традициям христианства.

Скорее он пытался понять, как избавиться от этой формы нигилизма через утверждение жизни.

Воля к власти

Теорию воли к власти Ницше можно разделить на две части.

Во-первых, Ницше считал, что все в мире находится в движении и что состояния покоя нет. Понятия смысла, знания, истины постоянно развиваются, и в основе изменений лежит так называемая воля к власти.

Согласно Ницше, Вселенная состоит из таких желаний.

Во-вторых, воля к власти — это индивидуальное, фундаментальное желание управлять, которое проявляется в господстве и независимости. Это значительно сильнее, чем желание секса или выживания, и может выражаться по-разному.

Согласно Ницше, воля к власти иногда проявляется в форме насилия или физического господства. Но его можно повернуть внутрь, и поэтому человек будет стремиться контролировать себя (а не других).

Ницше считал, что понятие «эго» или «душа» было не чем иным, как грамматической фикцией.

Согласно Ницше, «я» на самом деле представляет собой комплекс конкурирующих желаний, которые постоянно и хаотично пытаются получить лучшее друг от друга. Поскольку мир пребывает в постоянном движении, а изменение является наиболее фундаментальной частью жизни, любая попытка увидеть его как объективный и неизменный, будь то в сфере философии, науки или религии, может рассматриваться как отрицание жизни.

Чтобы принять философию утверждения жизни и руководствоваться ею, вы должны согласиться с идеей изменения и осознать, что изменение — единственное постоянное явление в жизни.

Роль человека

Согласно Ницше, есть животные, человек и сверхчеловек.

Когда человек научился контролировать свои инстинкты и рефлекторные импульсы ради большей пользы (цивилизация, знания, духовность), он перестал быть животным. Воля человека к власти смещается с внешнего (контроль над другими) на внутреннее (самосовершенствование).

Процесс самосовершенствования сложен: человек постоянно подвергается искушению все бросить (два таких примера, когда человек действительно все бросает, по Ницше, — это нигилизм и христианская мораль).

В попытке достичь внутреннего совершенства человек пытается стать сверхчеловеком, то есть иметь полный контроль над собой (у животных это желание отсутствует) и над сознанием (чего у человека нет). Сверхчеловек отличается глубокой любовью к жизни, не жалуясь, принимает непрерывную борьбу и страдания.

Следовательно, согласно Ницше, человек — это форма перехода к сверхчеловеку.

Истина

Для Ницше «правда» — идея о том, что есть только один правильный способ оценить что-либо, — показывает, что наш мыслительный процесс стал жестким и негибким. Согласно Ницше, гибкость и способность признать, что может быть более одного способа оценки чего-либо, являются признаком здравого смысла.

А кормить окостеневшее сознание — значит говорить жизни «нет.

Ценности

В своей работе «По ту сторону добра и зла» Ницше пытается изучить психологические основы морали. По его словам, люди были бы более здоровым биологическим видом, если бы они не были обременены моралью.

Ницше называл мораль фикцией и считал, что необходимо переоценить ценности, поскольку они не объективны. Он особенно критически относился к христианской морали, утверждая, что на фундаментальном уровне она противоположна жизни и даже враждебна ей.

Например, согласно Ницше, основная христианская концепция загробной жизни обесценивает естественные инстинкты человека, умаляет важность реальной жизни и делает человека слабым.

В своем поиске основ нравственности Ницше не стремился заменить христианство чем-то другим. Скорее он считал, что, осознав истинную природу морали, люди станут более честными и реалистичными в своих мотивах и отношении к жизни.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека

В развитых цивилизациях всегда одновременно существовали два типа морали, их элементы также можно найти в одном человеке. Они могли бы сосуществовать и дальше, если бы «рабы» не навязывали всем свои моральные принципы, и христианство тому пример.

В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и слабых побежденных, восставших против всего благородно красивого и аристократического». Следовательно, согласно Ницше, настало время для переоценки ценностей, и пришло время вернуться к аристократической традиции, которую в истории человечества символизировал только один правящий класс: аристократические воины. Философ называет эту мораль «моралью господ», носителем которой является господин, аристократ — это определенный тип высоких и благородных людей. Хотя Ницше не дает четкого определения «морали мастеров», но в своих произведениях он определяет черты человека, по которым его можно узнать. Это благородство, ответственность, правдивость, бесстрашие «.. доброжелательная опека и защита того, чего они не понимают и о чем клевещут — как Бога, так и дьявола — склонность и привычка к великой справедливости, искусству командования, непредубежденности, успокаивает глаз, который редко удивляется, редко смотрит в небо, редко любит…».

За этой более высокой моралью может последовать новый тип человека: сверхчеловек, появление которого связано с переоценкой ценностей. В «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я рассказываю вам о сверхчеловеке. Человек — это то, что необходимо преодолеть… Сверхчеловек — соль земли ».« Человек — это натяжной канат между животным и сверхчеловеком, веревка над бездной ». Но сверхчеловек еще не родился, и процесс преобразования человек не может превратиться в сверхчеловека путем естественного отбора.Это требует мужества людей, которые могут сломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые. Они укажут направление и цель для высшего человека, они станут стимул, импульс к возможному рождению сверхчеловека.

Воля и разум по Ницше

В своей философии Ницше осознал и довел до крайности одну из своих характерных черт: разрушение. Философия разрушает только все: ценности, фундаментальные убеждения, размышления. Мыслитель основан на вере в то, что воля — основа вселенной. Его первая работа 1872 года «Рождение трагедии из духа музыки» была встречена читателями враждебно, книга практически не исчерпана, поскольку философия Ницше идет вразрез с основами людей.

Федерико пытается соединить философскую мысль и поэзию. Он считает, что философская мысль содержится в художественном видении мира и бытия. Ницше пытается изменить одностороннее материалистическое мышление времени. По его словам, мир — это активная энергия жизни, это воля. Это неуравновешенно и неразумно, это стихия. Вселенная не упорядочена, Ницше лишает ее рациональности. Мир становится полем действия стихий и силы. Он одержим неконтролируемыми эмоциями, которые являются отличительной чертой жизни. Все ограничения, такие как мораль, религиозные убеждения, разумный подход, являются индикаторами болезни и слабой воли.

Разум по Ницше — жалкая и ничтожная интеллектуальная черта человека, который никак не может справиться с силами стихий. Воля скрыта под «истиной» разума. Это полностью во власти воли. Подсознание контролирует сознательные мысли и действия.

Подобно Копернику, Фридрих превращает дух и совесть в марионетку воли. Дух не в центре всего. Никто и ничто не контролирует мир. В мире слепая энергия и воля.

Три этапа ницшеанства

Ницше считал Шопенгауэра своим учителем, но его взгляды были гораздо шире. Философию Ницше можно разделить на 3 фазы, каждая из которых присуща определенному отрезку жизни Фридриха. Не дожив до 30 лет, Ницше опубликовал труд о развитии философской мысли в Греции в период трагических событий. Спустя три года вышла его работа «Несвоевременные размышления». Произведения Ницше были представлены в необычной форме научной философии, которая гармонично сочеталась с содержанием произведений. Благодаря этому на работы обратили внимание не только специалисты, но и широкий круг любителей.

Начало второй фазы, определяемой в будущем как «переоценка ценностей», характеризуется явным отказом от философских взглядов Шопенгауэра. В работах «Веселая наука», «Человек, слишком человечна» и «Утренняя заря» Ницше отражает свое новое мышление.

фото 575

На этапе 3 философ освещает свои взгляды и понимание воли, а также определение сверхчеловека. Его произведения «По ту сторону добра и зла», «Антихристиан», «Так говорил Заратустра» и посмертная «Воля к власти» были провозглашением евронихилизма.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главный философский вопрос: в чем смысл жизни человека? Почему человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих произведениях Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, отрицает христианскую мораль и демонстрирует, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные представления о счастье и фиктивные цели в жизни.

Жизнь едина, и она реальна на земле здесь и сейчас, вы не можете обещать награду за хорошее поведение каким-либо другим способом, которого не существует. ОН считал, что церковь заставляет людей делать то, что им совершенно не свойственно и даже противоречит деструктивной природе человека. Если вы понимаете, что Бога просто нет, тогда человеку придется брать на себя ответственность за любые свои действия, не перекладывая их на пресловутую «волю Бога».

именно в этом случае человек проявит себя: как величайшее творение природы или человека — животное, агрессивное и жестокое. Более того, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только ради желания господства, данного ему природой.

Классическое образование

В 14 лет юноша пошел учиться в классическую гимназию города Пфорта, славящуюся преподаванием древних языков и истории, а также классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добивался огромных успехов, но у него всегда были проблемы с математикой. Он много читал, любил музыку и пытался писать сам, пока его произведения еще не созрели, но он, увлеченный немецкими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии поступил в центральный университет города Бонна и поступил на факультет теологии и философии. С детства он чувствовал острую потребность в изучении истории религии и мечтал пойти по стопам отца и стать пастором-проповедником.

К сожалению или к счастью, неизвестно, но в студенческие годы взгляды Ницше резко изменились, и он стал воинствующим атеистом. Более того, у него не было доверительных отношений ни с одноклассниками, ни с преподавателями Боннского университета, и Фридрих переехал учиться в Лейпциг, где его сразу же оценили и пригласили преподавать греческий язык. Под влиянием своего учителя Ричли он принял эту услугу, еще будучи студентом. Спустя очень короткое время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и должность преподавателя в Базеле. Но его не устраивала эта работа, так как он никогда не считал себя просто учителем и профессором.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Сегодня произведения Ницше уже не вызывают такого яростного отторжения, как в начале 20 века. Иногда с ним спорят, иногда думают, но оставаться равнодушным к его идеям просто невозможно. Под влиянием этих философских взглядов Томас Манн написал роман «Доктор Фауст» и философская мысль О. Шпеглера развивалась, а его работа «Упадок цивилизации» явно продиктована трактовкой мировоззрения Ницше.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа счастливой не назовешь. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. В очередной раз в юности он подвергся насилию со стороны женщины, намного старше его, которая долгое время удерживала молодого человека от секса и любви.

У него были довольно длительные отношения с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, ему было очень сложно наладить длительные отношения, переросшие в крепкие узы.

Тот же философ признался, что всего дважды в жизни предлагал себя женщинам, но в обоих случаях ему было отказано. Долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем очень заинтересовался врачом, психотерапевтом Лу Саломе.

Некоторое время они жили в гражданском браке, и именно под влиянием их отношений Ницше написал первую часть нашумевшей книги «Так говорил Заратустра».

Последние годы жизни

Тяжелая умственная работа пошатнула и без того хрупкое здоровье философа. Кроме того, в любой момент может проявиться наследственная склонность к психическим заболеваниям.

В 1898 году, когда философ увидел публичную сцену жестокого высмеивания лошади, он спровоцировал неожиданный приступ психического заболевания. Врачи не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую больницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенками, чтобы не повредить конечности из-за вспышек агрессии.

Но в результате лечения он стал спокойнее и уравновешеннее. Потом врачи отвезли его домой, где за ними самоотверженно ухаживала пожилая мать.

Но через несколько месяцев он скончался, и забота о тяжелобольном легла на плечи сестры Елизаветы. После двух инсультов Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Состояние здоровья Ницше

С детства будущий философ не мог похвастаться крепким здоровьем (к тому же сказалось наследство душевнобольного отца), плохое зрение и физическая слабость часто разочаровывали юношу и не давали ему возможности подолгу задерживаться на работе. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у молодого человека начались сильные мигрени, бессонница, головокружение и тошнота. Все это, в свою очередь, привело к снижению жизненных сил и появлению длительного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился нейросифилисом от женщины легкого поведения, которую в то время еще нельзя было полностью вылечить. К тридцати годам здоровье еще больше ухудшилось: стало резко падать зрение, изнуряющие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему обеднению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше был вынужден уйти из университета и серьезно заняться лечением. В то же время его учение полностью сформировалось, и творческая работа стала более продуктивной.

В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) — немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор философии Базельского университета.

Вопросы политики, государства и права затрагиваются в таких произведениях, как «Греческое государство» (1871 г.), «Воля к власти», «Человек, слишком человечный» (1877 г.), «Потливость стороны добра и зла» (1886).), «К генеалогии нравственности» (1887).

Доктрина Ницше очень противоречива, поэтому к его наследию обратились как реакционные, так и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положения его учения.

Источник справедливости — сила и обмен претензиями. «Справедливость возникает первоначально между примерно одинаково могущественными… Там, где нет явно заметного превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному взаимному ущербу, возникает идея согласия и обсуждения взаимных претензий: начальный характер справедливости — это характер обмена.

Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он ценит больше, чем другой… Правосудие, следовательно, является наградой и обменом при условии примерного равенства сил… «(» Человек, слишком человечен»).

Обратимость прав и обязанностей.

«Наши обязанности — это права других по отношению к нам. Почему они их приобрели? В силу того, что они считали нас способными торговаться и платить, они ставили нас в один ряд с собой, так что они нам что-то доверили, они обучили нас, они направили нас в пути, они поддержали нас».

Воля к власти.

Воля к накоплению власти и увеличению власти — это специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных, политических и правовых. Более того, воля к власти повсеместно является наиболее примитивной формой аффекта, то есть «командной привязанностью». Социально-политическая история — это борьба между двумя волями к власти: волей сильного вида (аристократия) и волей слабых (толпа). Аристократическая воля к власти — это воля к жизни; рабская воля к власти — воля к смерти.

Закон проистекает из воли к власти, из силы.

Естественно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства нежизнеспособны.

Привилегии, преимущества и неравенство законны. «Неправильно никогда не о неравных правах, а о требовании« равных »прав». Закон — это результат войны и победы, проистекающий из «юридического инстинкта» древних. Таким образом рождается естественное право победителя. В соответствии с законом о необходимой защите следует также признать право на необходимую агрессию.

Право победителя в войне — основа аристократического верховенства закона. Закон мирно фиксирует результаты войны разной воли и предполагает согласие отдельных воюющих сил.

Принцип неравенства юридических прав. Неравенство прав — это условие закона в целом. Право — это преимущество. Органическая связь закона и насилия определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от разных людей и зависит от того, принадлежат они к аристократическим типам или являются обычными людьми.

Только у человека нет ни прав, ни достоинства, ни ценностей.

Отрицание народного суверенитета. Его реализация ведет к падению государства, к устранению противостояния «частного» и «общественного». Расширение суверенитета ведет к постепенному вырождению здоровой жизненной силы, вплоть до победы большой массы угнетенных над небольшой аристократией.

Нравственность — это оружие слабых, рабов против хозяев, чтобы свергнуть сильных и установить власть слабых.

Пример совершенной политики — макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденные от морали, должны быть вновь введены в сферу суждений и моральной ориентации — как принципы «великой политики добродетели».

Время мелкой политики прошло: двадцатый век будет временем большой политики — борьбы за мировое господство, невиданных прежде войн. Духовная война будет развязана вокруг концепции политики.

Критика современной морали и провозглашение «смерти Бога»

Ницше считает, что европейский человек знает и признает только известные ему христианские ценности, не подозревая о существовании других. Но, как он пишет, это «только один тип человеческой морали, за пределами которого, до и после которого возможны многие другие« морали », особенно высшие. В своем произведении« По ту сторону добра и зла »философ указывает что существуют разные типы морали, но основное различие заключается в их подразделении на «мораль рабов» и «мораль господина». Следует отметить, что концепции рабов и хозяев Ницше не отражают принадлежность к определенному слою тип человека, состояние его духа.

Согласно Ницше, «мораль рабов» сформировалась, прежде всего, под влиянием христианской религии и имеет следующие характеристики: — требования единой, универсальной и абсолютной моральной системы; — отражает мораль стада, толпы, общества; — ориентированы на средний уровень всех людей и на выравнивание личности; — поддерживает слабых, больных, проигравших; — превозносит культ бездарности, слабости и тупости; — обманчив и самодоволен.

Эти «моральные ценности», по мнению философа, исчерпали себя и предлагают выход, ссылаясь на идею «смерти Бога». Устами героя «Веселой науки» он провозглашает: «Бог мертв! Он останется мертвым! И мы его убили! » Таким образом, Ницше хочет продемонстрировать, что человек отказывается от сверхъестественного мира и связанных с ним идеалов, а также от тех моральных ценностей, которые всегда были основой западной цивилизации. В то же время Ницше не пытается доказать или опровергнуть существование Бога, но хочет освободить людей от идеи полной зависимости от Бога. Вера — это самообман, и от нее нужно отказаться, поскольку признак слабости и трусости.

Несмотря на это, Ницше называет Христа «благороднейшим человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Философ проводит различие между Христом и христианством, что исказило его учение. Он пишет: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутой, она обесценила каждую ценность, она превратила каждую истину в ложь, а честь — в позор». Следовательно, согласно Ницше, пришло время для переоценки ценностей и замены коллективной морали индивидуальной моралью.

Фридрих Ницше: кратко о философе и философии

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в немецком городе Рёккен.

Его отец, лютеранский пастор, умер, когда Фридриху было всего четыре года.

Через шесть месяцев после этого трагического события умер двухлетний брат Ницше. Федерико остался с матерью и двумя сестрами. Впоследствии он утверждал, что отъезд отца и брата оказал на него очень сильное эмоциональное воздействие.

В возрасте 14-19 лет Фридрих Ницше учился в одном из лучших колледжей Германии, затем продолжил свое образование сначала в Боннском университете, а затем в Лейпцигском университете, где проявил особый интерес к филологии (академический дисциплина, которая имела дело в основном с интерпретацией библейских и классических текстов).

В это время Ницше, сочинявший музыку с подросткового возраста, познакомился со знаменитым композитором Рихардом Вагнером (Ницше был его большим поклонником).

Знакомство переросло в близкую дружбу, которая оказала огромное влияние на Ницше (20 лет спустя он назвал это своим величайшим достижением за всю свою жизнь). Уже в 24 года, еще будучи студентом и не закончив диссертацию, Ницше был приглашен на кафедру классической филологии Базельского университета.

Ницше участвовал в качестве сопровождающего во франко-прусской войне 1870 года (и там он заразился дизентерией, сифилисом и дифтерией). Впоследствии он вернулся в Базельский университет и в 1872 году опубликовал свою первую книгу «Рождение трагедии».

Книга получила похвалу от Вагнера, но была встречена резкой критикой, в первую очередь со стороны Ульриха Виламовиц-Мёллендорфа (1848-1931), который в то время считался самым уважаемым филологом Германии.

Ницше преподавал в Базельском университете до 1879 года.

Однако в 1878 году стало ясно, что он больше интересовался философией, чем филологией, и книга «Человек, слишком человечна» ознаменовала изменение его философского стиля (и конец его дружбы с Вагнером, чей антисемитизм и поддержка Германии национализм вызвал явный отказ Ницше).

В 34 года здоровье Ницше настолько ухудшилось, что ему пришлось оставить преподавание в университете.

В 1878-1889 гг. Здоровье Ницше ухудшилось, он побывал в разных городах Германии, Швейцарии и Италии и написал 11 книг.

3 января 1889 года у него случился приступ нервозности, когда он увидел на улице лошадь, которую били кнутом…
Психическое здоровье никогда не возвращалось к Ницше до его смерти 25 августа 1900 года.

Объяснение концепции Сверхчеловека

В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею Сверхчеловека, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек разрушает все основы и законы, не знает иллюзий и милосердия, его главная цель — власть над всем миром.

В отличие от Супермена появляется последний человек. Как же забыть Родиона Раскольникова и его: «Я тварь дрожащая или имею право?» Этот последний человек не борется и не борется за лидерство, он выбрал для себя комфортное животное существование: он ест, спит и размножается, умножая себе подобных последних людей, способных подчиняться только приказам сверхчеловека.

Именно потому, что мир наполнен такой ненужной историей и прогрессом людей, войны — это благо, освобождающее пространство для новых людей, новой расы.

Таким образом, концепция Ницше была положительно принята Гитлером и ему подобными и заложила основу расовой теории. По этим причинам работы философа были запрещены в СССР.

Формирование убеждений

именно в юности человек жадно впитывает все, что вызывает у него интерес, и легко все заново учится. Таким образом, будущий великий философ в молодости пережил несколько тяжелых потрясений, повлиявших на формирование его убеждений и формирование философских взглядов. В 1868 году молодой человек познакомился с известным немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до встречи с ним Ницше знал и любил, даже был просто очарован музыкой Вагнера, но это знание глубоко шокировало его. За три года их знакомство переросло в горячую дружбу, ведь этих незаурядных людей связывало множество интересов. Но постепенно эта дружба стала угасать, и после публикации книги Фредерика «Человек, слишком человек» она оборвалась. В этой книге композитор увидел признаки душевной болезни философа.

Еще одно сильное потрясение испытал Ницше, когда прочитал книгу А. Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще, скрупулезное изучение произведений Шопенгауэра способно опрокинуть еще незрелые мировоззрения, недаром его называют «отцом всеобщего пессимизма». Именно такое впечатление произвела эта книга на Ницше.

Молодой человек был поражен способностью Шопенгауэра говорить правду лично, не оглядываясь на законы и социальные условности. С детства Ницше мечтал выделиться из толпы и разрушить фундамент, поэтому книга философа произвела эффект взорвавшейся бомбы. Именно эта работа сделала Ницше философом и опубликовала его взгляды, смело бросая людям в глаза настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871) Ницше работал дворником и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвлекало его от насилия, а наоборот заставляло думать, что любые войны необходимы как процессы, оживляющие общество, и поскольку люди по своей природе алчны и жестокие, во время войны они утоляют свою жажду крови, а само общество становится здоровее и спокойнее.

Сверхчеловек

Основным произведением Ницше является его произведение «Так говорил Заратустра», в котором сформулирована идея Сверхчеловека, возникающая в результате эволюционного развития в борьбе за место вождя. Для этого человека не важны законы и основы жизни, ему чужды иллюзорные мечты и милосердие, его главная цель — управлять всем миром.

Последний человек действует как противовес Супермену. Он не борется и не пытается занять лидирующие позиции, его главное желание — просто существовать. Она ест, спит, рожает таких же детей, как он. Последние люди полностью подчиняются сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.

Поэтому в мире есть абсолютно инертные люди, которые никак не могут повлиять на историю и прогресс. Но есть также благословение, которое освобождает пространство для сверхлюдей.

Концепция Ницше была краеугольным камнем действий Гитлера, она послужила основой его теории расизма. В СССР произведения мыслителя были строго запрещены.

фото 576

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» оказала огромное влияние на творчество Ницше, особенно на его ранних этапах. Следуя за ним, Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность. Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только через искусство. В этом отношении Ницше прибегает к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу. Именно греки, понимая опасность и необъяснимость жизни, преобразовали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешались две тенденции: дионисийская и аполлоническая.

Первый из них связан с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии. По словам Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему добавились «аполлоновские» характеристики — самообладание, сдержанность, рациональность, связанные с богом Аполлоном. Величие Греции, ее истинная культура заключалась в гармоничном сочетании этих двух принципов, но когда дух «Аполлона» начинает преобладать, в культуре нарастают деструктивные тенденции, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Основываясь на этих идеях, Ницше очень критически относится к современной немецкой культуре, в которой преобладают знания и наука. По словам философа, ему нужен приток жизненной силы, который может преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, которые установили западную цивилизацию.

Оцените статью
Блог про Германию