Философская система Гегеля

«Идея Абсолюта»

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Он утверждал, что категории — это объективные формы реальности, основанные на «разуме мира», «абсолютной идее» или «духе мира». Следовательно, «абсолютная идея» — это активный принцип, давший толчок возникновению и развитию природного и духовного мира. Его дело — думать; его цель — самопознание.

Процесс самопознания «абсолютной идеи», «духа мира» состоит из трех фаз:
На первом этапе Абсолютная Идея проявляется как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта и представляющая логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и трансверсальных логических категорий.
В гегелевской философии логика делится на учения о бытии, сущности и понятии. Отправной точкой его философии является тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявления духа Идеи. Абсолютная идея — это в принципе абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом «чистом существе» наполняется новым содержанием: сначала существо появляется как нечто, затем как разновидность существа, затем как разновидность существа и так далее
От бытия как явления Гегель переходит к сущности, затем к понятию. В формировании абсолютной Идеи философ раскрывает некоторые диалектические принципы и законы: принцип единства логика и историка; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода от количественных изменений к качественным; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания.

Второй этап развития абсолютной идеи — ее «отчуждение» в лоне природы. Именно в этом контексте Гегель формулирует основные определения натурфилософии. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.
Этапы развития природы следующие: Механизм, химия, организм. Гегель выдвигает ряд обоснованных гипотез о соотношении стадий неорганической и органической природы.
Третий этап — развитие Абсолютной Идеи в мысли и истории («в духе»), так называемая философия духа. Познав свою «инаковость», Абсолютная Идея возвращается к себе и понимается в различных типах человеческого сознания и деятельности.
Философия разума состоит из трех частей: учение о субъективном разуме (антропология, феноменология и психология); доктрина объективного разума, которая является сферой абстрактного закона, морали и этики, семьи, гражданского общества и государства, всемирной истории; учение об абсолютном разуме, которое раскрывается в искусстве, религии и философии.

Таким образом, движение «абсолютной идеи», а значит, и всего объективного мира имеет начало и конец, замкнутые в определенном круге. У Гегеля было обнаружено, что высшей формой и завершением развития «абсолютной идеи», где она реализуется, достигает дна и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля.
С этого момента движение «абсолютной идеи» вверх прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, как простое повторение пройденного пути.
Философская система Гегеля — это система объективного идеализма: Абсолютная Идея как чистая мысль порождает природу и человеческое сообщество. Эта система построена по принципу триады: Тезис — Антитезис — Синтез, что придает ей логическую структуру. Все категории системы не постулируются, а выводятся друг из друга. При этом полнота системы, казалось бы, противоречит основополагающему принципу ее существования: развитию.
Здесь система вступает в конфликт с вечным становлением, с постоянным изменением. Отметим, что это противоречие было характерно для социально-политических взглядов Гегеля, когда он считал прусскую монархию наиболее совершенным воплощением разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поиска новых.

Три закона диалектики

Его диалектический метод следует строго отличать от системы Гегеля: сама гегелевская система, как мы обнаружили, накладывает ограничение на развитие мысли, а метод требует отказа от ограничений в развитии. Немецкий мыслитель считал невозможным понять какое-либо явление без понимания всего пути его развития, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а постепенно, от низших форм к высшим и что в этом процессе действуют три закона:
Закон перехода от количественных изменений к качественным и от качественных к количественным изменениям. Он видел эти переходы как бесконечный процесс;
Закон взаимопроникновения противоположностей, раскрывающий противоречия как внутренний источник, импульс, двигатель всего самодвижения;
Закон отрицания отрицания, который не только означает исчезновение старого качества новым, но представляет собой единство трех основных пунктов:
1) преодолеть старое;
2) непрерывность развития;
3) утверждение нового.

Общий вывод (и величайший пафос) философии Гегеля — признание рациональности мира: «Все реальное рационально, все рациональное рационально. Неразумное нужно преодолевать разумом. Перед нами не только рационалистическая философия, но также, благодаря ее последовательному рационализму, оптимистическая философия.
В то же время это абсолютный идеализм, поскольку он признает только мысль, дух и идеал как творческую силу.
Таким образом, в философии Гегеля, помимо идеалистической системы, было еще и рациональное ядро: диалектика. Он вошел в сокровищницу мировой мысли, послужил отправной точкой для развития философии марксизма.

Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли расширенную систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.
Философия Гегеля оказала огромное привлекательное влияние на европейское (и, следовательно, не только европейское) сознание. Это соответствовало общему менталитету того времени. Но пик развития часто означает начало спада, наступление кризиса. Так было с гегелизмом.
Уже в середине века его критиковали с двух противоположных сторон: «слева» — со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс) и «справа» — со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

Пантеизм в философии Гегеля

Пантеистический характер философии Гегеля наиболее очевиден в его философии религии и в разделе о религии в «Феноменологии духа». Отправной точкой его философии религии является идея о том, что безличный принцип мира знает себя. Религиозные верования — это просто неадекватная концепция самопознания «абсолютного духа». Но только философия может быть адекватной формой этого знания.

Гегель подчеркивал, что абсолютное начало действительности должно быть связано с природой нашего мышления, иначе оно не может быть зафиксировано мышлением. Гегель развивает тезис о том, что познание есть осознание абсолютного начала самой реальности. Природа реальности — которая должна быть в основе своей «духовной», чтобы быть реализованной, также содержит свою близость с нашим познанием. Реальность, по Гегелю, основана на понятиях, «определениях мысли», но, очевидно, не на субъективных определениях мысли, а на объективных.

Эту концепцию лучше всего можно увидеть в науке логики. Его парадокс заключается в том, что, несмотря на ярко выраженный идеалистический характер, он содержит большое количество фактов об объективном мире. Парадокс можно объяснить тем, что с 1801 года Гегель культивировал диалектическую концепцию познания и искал ее основу для видения мира. Самым простым решением, пусть даже и загадочным, было то, что он разработал в терминах «духа», «абсолютного идеала». В основе «духа» лежат «определения мысли», которые реализуются в объективном мире и в истории и которые люди постепенно претворяют в жизнь в законах природы, в законах общества, а затем и во всем объективном идеалистическая концепция и диалектика Абсолюта. Подчеркиваем, что основа реальности динамична по своей природе и проявляется в необходимости прогресса, который реализуется в истории человечества и, в частности, в человеческом познании реальности. Для Гегеля, особенно в «Феноменологии духа», характерно его понимание знания, общества и форм, в которых общество осознает себя, а также религии и философии как выражения внимания Абсолюта к его собственному знанию о себе себя. Это означает, по его мнению, что Абсолют — это не только субстанция, но и субъект, то есть источник движения к самопознанию.

Гегель убежден, что изучение этапов, через которые человечество прошло по пути «науки» (то есть философии Гегеля), является лучшей подготовкой к внутренней идентичности именно с той позиции, которую выражает его философия. Он говорит: «Человек также должен пройти стадии формирования общего духа с точки зрения содержания, но что касается форм, которые дух уже оставил, что касается этапов пути, уже начерченного и выровненного .. нетерпеливость требует невозможного, то есть достичь цели без средств… Потому что субстанция индивида, как и разум мира, также была настолько терпеливой, что прошла через эти формы в течение длительного периода времени и предприняла необходимые действия могущественная работа мировой истории, и поскольку он не мог достичь самосознания с меньшим трудом, то индивид, с точки зрения реальности, не может понять свое собственное существо в более краткой форме….».

Характеристика феноменологии как предпосылки философии не означает, что это популярная работа. Дело только в том, что наш разум, сталкиваясь в «логической» последовательности с предыдущими формами общего сознания, учится быстрее и с сознанием, соответствующим положению, в котором «разум признает себя существующим». Следует больше сказать о том, что заставляет сознание покинуть определенное положение как неадекватное и перейти на более высокое положение. Гегелю необходимо исправить аргумент о том, что сознание не может признать свое неудовлетворительное положение до тех пор, пока оно не сможет выйти «из самого себя» и увидеть объект, который он распознает, каким он появляется, независимо от того, как оно его распознает.

Абсолютная идея

Определение абсолютной идеи

В гегелевской системе мировоззрения учение об абсолютной идее является наиболее всеобъемлющим и обширным, охватывающим всю вселенную и многие аспекты человеческой жизни.

Согласно Гегелю, вселенная основана на безличном Абсолюте. Этот духовный и автономный принцип является условием развития мира. В отличие от Спинозы, утверждавшего, что Абсолюту присущи протяженность и мышление, Гегель считает Абсолют не мыслящим и творческим принципом, а лишь отправной точкой и необходимым ресурсом для развития всего сущего.

И именно абсолютная идея формирует этот безликий субстрат. По словам Гегеля:

«Абсолютная идея — это набор категорий, которые являются условием формирования мира и истории человечества.»

Основная и ключевая цель абсолютной идеи — самопознание, а также развитие самостоятельного самосознания.

Чтобы понять его логику, вам следует пройти по цепочке его мыслей.

«Природа не может быть основой всего сущего», — говорит Гегель; он по своей сути пассивен и не может быть активно творческим. Ему нужно что-то, что подталкивает его к созданию, что дает первоначальный импульс следующей трансформации.

Без этого импульса природа осталась бы неизменной с самого момента своего зарождения.

Вероятно, он изобрел этот симбиоз абсолютной идеи и безликой природы по аналогии с человеческим разумом. В конце концов, именно наше мышление делает каждого из нас уникальным. Это значит думать, что наша жизнь меняется в зависимости от того, о каких категориях мы думаем.

Природу без абсолютного представления можно сравнить с человеком в коме. Возможно, у него еще есть способность думать, но его результаты совершенно незаметны. Сам человек никак не меняется, его состояние статично и просто умирает без посторонней помощи.

Абсолютная идея — это также совокупность всей духовной культуры человека, всех знаний, накопленных человеком за весь период его существования.

И именно на уровне человеческой культуры и опыта мир вещей сталкивается с человеческим разумом. Благодаря этому становится возможным понять истинную ноуменальную сущность вещей. Хотя это понимание является неполным, оно все же лучше, чем довольно радикальный взгляд Канта, который утверждал, что понимание ноуменов (самих вещей) невозможно с помощью опыта.

Отсюда утверждение Гегеля, что культура — это не только способ выражения своего мышления и реализации творческих способностей, но также способ видения и восприятия мира.

Ведь каждый человек совершенно по-своему видит мир через призму собственного восприятия.

Эволюция абсолютной идеи

В своих трех фундаментальных работах «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» Гегель стремился раскрыть тему функционирования абсолютной идеи.

В своей, вероятно, самой известной книге «Наука логики» Гегель объясняет, какую роль разум, мысль и сама логика играют в жизни человека и в истории мира в целом. Именно в нем формируется другой, не менее известный, чем триодичность, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Понимание Гегелем абстрактного мышления можно проиллюстрировать, наблюдая реакцию людей на любое социально значимое событие. Будь то выступление политика или осуждение убийцы. Каждый человек в толпе (или в комментариях под новостями), наблюдающий за происходящим, имеет свою точку зрения.

Однако они никогда не видят абсолютно полной картины происходящего. И только собрав воедино абсолютно всю доступную информацию об этом событии, проанализировав все точки зрения, человек может утверждать, что обладает конкретными знаниями.

Конкретные знания всегда разные. Он включает в себя самые мелкие детали и возможные нюансы.

Без этого мы становимся заложниками только собственного мнения, сформированного нашими жизненными установками.

Развитие Абсолютной Идеи начинается, по Гегелю, с совершенно абстрактных, неопределенных понятий.

Сама наука логика состоит из 3 частей, которые представляют собой шаги, по которым мы поднимаемся в познании вещей.

Это можно выразить схемой: «Бытие-Сущность-Концепция». Остановимся на этом подробнее:

Бытие-Сущность-Понятие

Первое из абстрактных определений — чистое «Бытие». Быть в своей первоначальной форме — это всего лишь слово, оно не имеет такой определенности, что его можно даже сравнить с понятием «Ничто» именно потому, что оно лишено какой-либо качественной характеристики.

«Становление» — это концепция, объединяющая эти безличные «Бытие» и «Ничто». Это своего рода синтез, который придает бытию некую качественную характеристику.

Чтобы лучше понять, как обретает форму бытие, представьте себе художника, рисующего картину. Сначала наметьте края рисунка, нарисуйте эскиз, а затем в процессе работы изображение наполняется новыми цветами, приобретает самые разные оттенки, тени и другие дополнительные параметры.

В этом примере абсолютной идеей будет художник, создающий свой шедевр, а картина будет существом, которое будет постепенно приобретать форму и форму, таким образом переходя из пустого абстрактного «Существа», сравнимого с ничем, в так называемое «настоящее» существо».

Закончив рисовать, он откладывает картину в сторону и берет новый холст, тем самым превращая существо обратно в ничто.

Человеческое познание начинается именно с того, что находится на месте, потому что логично предположить, что мы можем взаимодействовать только с тем, что видим или обнаруживаемо, любым из доступных методов.

Согласно Гегелю, сущность — это основа материального мира, и если для Канта это непознаваемая вещь сама по себе, то Гегель, как уже упоминалось выше, считает, что через наше наблюдение она частично открывается нам.

По мере того, как мы постепенно погружаемся в понимание Сущности, мы обнаруживаем, что каждое из них внутренне противоречиво.

Понятие — это категория, воспроизводящая весь предшествующий ему процесс бытия и мышления. Он исторический, он несет в себе весь опыт предыдущих поколений, он постоянно развивается, интегрируется и, по сути, является синтезом триады Существо (настоящее) — Сущность-Концепция.

Философия природы

Абсолютная идея, согласно Гегелю, будучи чисто метафизической сущностью, олицетворением чистого мышления, не имеет возможности познать себя без своей противоположности. И эта противоположность — природа, которую еще называют «инаковостью».

Абсолютная идея связана с природой через «отчуждение». Как нематериальный объект, он должен воплощать часть своего творческого материала в материальном мире, иными словами, отчуждать часть себя в природе. Этот процесс необходим для абсолютной идеи получения обратной связи, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше в самопознании.

Подобно Шеллингу, Гегель считает человека высшей ступенью развития инаковости. Это существо, являясь воплощением абсолютной идеи в природе, способно творить и исследовать окружающий мир.

Философия духа

Говоря о человеке, нельзя не коснуться такой части философии Гегеля, как философия духа. В своей книге «Феноменология духа» Гегель в свойственной ему триодической манере делит человеческое сознание на 3 компонента:

  • Стадия субъективного духа
  • Фаза объективного духа
  • Сцена абсолютного духа

На первом этапе мы можем говорить об одном конкретном человеке, изучая, что мы можем расширить и впоследствии экстраполировать наши знания на все человечество. На этом этапе находятся такие полезные науки, как психология, изучающая внутренний мир человека, феноменология, анализирующая человеческое сознание, и, наконец, антропология, изучающая человечество во всем его единстве проявления материальных ценностей и культурных ценностей.

В фазе объективного духа Гегель расширяет границы изучения человека, вводя новые категории знания человеческого общества, такие как семья, гражданское общество и государство. Он учитывает не только человека как такового, но и его связи, контакты, взаимодействия в обществе.

Абсолютный дух — высшая ступень развития человеческой мысли. Он включает в себя такие этапы, как искусство, религия и философия.

Искусство — это понятие красоты, видение мира со стороны эстетического восприятия.

Гегель называет религию синтезом всего эстетического мировоззрения. Здесь он приводит в пример создание христианской парадигмы, которая, по его словам, стала синтезом всей античной культуры.

Философия — это высшая ступень развития человеческой мысли, которую Гегель называет «эпохой, познанной в мысли».

Он вбирает в себя все основные проблемы, характерные для каждой человеческой эпохи, которые поднимаются наиболее талантливыми людьми своего времени и выносятся на поверхность, принимая теоретическую форму.

Логика

Логика находится в начале гегелевской системы, которая подчеркивает примат этой модели над природой и человеческим духом. Логика в гегелевском смысле является диалектической категорией и отличается от формальной логики как науки о законах и средства надежных форм мышления.

Наблюдение 1

В качестве предмета логики как науки, согласно позиции Гегеля, выступают разновидности абсолютного мышления или сами «абсолютные идеи» в процессе логического развития.

В то же время, поскольку философия Гегеля постулирует принципы тождества в категориях «бытие» и «мышление», то логика уже может служить отологией (учением о том, как развивается бытие) и эпистемологией (учением о том, как развивается познание). Следовательно, составляющими логики как науки являются доктрины понятий, бытия и сущностей.

2. «Феноменология духа» — «тайна и исток» гегелевской философии

В работе «Феноменология духа» (1807) исходное положение философии Гегеля сформулировано уже достаточно четко: тождество бытия и мышления, т.е понимание реального мира как проявления идеи, понятия, единого духа. Мыслитель интерпретировал эту идентичность как процесс самопознания, который исторически развивается через абсолютное представление о себе, и в то же время как процесс порождения всей реальности.

Феноменология Духа исследует эволюцию человеческого сознания от его самых ранних проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией и до абсолютного знания (философии). Таким образом, феноменология предстает как «лестница знания», которая поднимает человека от непосредственного повседневного сознания к философскому мышлению и абсолютному знанию.

В то же время переход сознания от одной стадии к другой происходит из-за противоречия между предметом и его знанием, между сущностью и явлением. Следовательно, движение идеи в «Феноменологии духа» — это восхождение от абстрактного к конкретному, каждый последующий отрывок включает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне.

Наиболее важные рациональные идеи Феноменологии Духа следующие:

Развитие и реализация принципа историзма. Необходимость историзма как закона (принципа) познания исходит от Гегеля, прежде всего, из необходимости продемонстрировать исходную точку его философской системы — идею тождества бытия и мышления. Показывая в «Феноменологии духа» процесс развития абсолютной идеи «от естественного сознания к чистому понятию», где реализуется полное тождество бытия и знания, Гегель в этом отношении формулирует важнейшее положение методологически, что любой результат этого развития не может быть распознан правильно без правильного понимания пути, который привел к этому результату. «Истинное все», по Гегелю, — это не «голый результат», а «результат вместе со своим становлением», то есть со всей предыдущей историей субъекта.

Подчеркивая важную роль труда в жизни людей, в том числе в формировании их совести. Гегель «улавливает сущность труда», он понимает человека как результат своего собственного труда. Но это его «абстрактная духовная работа». В процессе работы человек, по Гегелю, формирует, «формирует» не только вещи, но и самого себя.

Понимание истории как совместной деятельности индивидов и природы их сознания как общественного продукта, результата и процесса их социально-исторической деятельности.

Представление философии как целостной развивающейся системы знаний. Он считал, что философия может плодотворно развиваться только в рационально-концептуальной форме.

Формулировка идеи триадичности (тезис — антитезис — синтез), определение формы развития — спирали.

Анализ основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (морали), юридического сознания в их соотношении и подчинении.

Понимание истины как процесс. Согласно образному выражению Гегеля, «истина — это не чеканка, которую можно дать в конечной форме, и в этой форме она спрятана в кармане» 2. Более того, для него правда (как «громкое слово») тесно связана с иллюзией как своей противоположностью.

Постановка вопроса о социальных антагонизмах — «диалектика господина и раба». Гегель уделял значительное внимание проблеме социальной борьбы угнетенных и угнетенных, в том числе чрезвычайно острой форме этой борьбы, очень сочувствовал Великой французской революции.

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начинать разбирать его основные идеи, следует понять, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля основана на кантианских идеях. Но если камнем преткновения Канта был чистый разум, свободный от всего чувственного, материального и даже живого. Канта интересует возможность спонтанного познания мира по чистому разуму, без привлечения категории опыта.

Тогда Гегель придерживается совершенно другого мнения. Он считал, что наши экспериментальные знания являются необходимой категорией для понимания сути вещей. Гегель даже сравнил систему знаний Канта с человеком, который хочет научиться плавать, не входя в воду.

На основе этих принципов Гегель формулирует свой основной философский принцип: принцип тождества мысли и бытия.

Из этого принципа следует, что наши эмпирические знания встроены в структуру нашего мышления. С помощью наших методов познания природа раскрывает нам часть своей части своей ноуменальной сущности, так сказать, проявляющейся через явление (феномен).

Но гораздо важнее понять его философскую систему, его логику, описанную в книгах «Большая логика» и «Малая логика», которые являются частью фундаментального труда «Наука логики».

В нем Гегель говорит о своей тройной системе, которую он сам называет диалектикой. Любое свойство объекта, согласно Гегелю, если оно описывает характеристики всего реального, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий — критерий иллюзии.

Утверждение о свойствах объекта называется тезисом. Утверждение, которое противоречит ему, является антитезисом.

Третий компонент этой системы — слияние этих двух противоречий с учетом всех логических несоответствий, взяв лучшее из двух утверждений — синтез. Синтез — одно из важнейших явлений философии Гегеля. Он был создан, чтобы привести тезис и антитезис к общему знаменателю и, таким образом, сформировать новый тезис из результирующего синтеза, для которого выбирается антитезис, и так далее, пока не будет достигнут определенный согласованный Абсолют.

Введение такого понятия, как синтез, согласно Гегелю, было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис в равной степени доказуемы.

по этой схеме работает практически вся философия Гегеля. Таким образом он сформировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и все остальное.

Три Отношения Мысли к Объективности

Гегель предпринял масштабную попытку классифицировать возможные типы философского знания «отношения мысли к объективности», выделив три его основных разновидности: «метафизика», «эмпиризм» и «непосредственное знание». Метафизика (примером которой является для него система Х. Вольфа) характеризуется наивной верой в тождество бытия и мышления, то есть в способность мысли адекватно понимать вещи, а также претензией на познание сущего мир через абстрактные рациональные представления. Эмпиризм (типичными представителями которого Гегель считает британских философов семнадцатого и восемнадцатого веков), чувствуя догматизм и абстрактность метафизики, пытается устранить ее, апеллируя к опыту, в котором он хочет найти прочную основу для конкретного знания. Ошибка эмпиризма заключается в том, что он не понимает, что чувственное знание имеет лишь видимость конкретности. Более того, исключительная ориентация на опыт приводит к выводу, что невозможно знать вещи такими, какие они существуют в себе, а не такими, какими они кажутся нам в наших чувствах. Отрицание тождества бытия и мышления находит свое завершение в системе кантовской критики, которая, согласно Гегелю, является логическим продолжением современного эмпиризма. Философия «непосредственного знания», представитель которой Гегель называет Ф. Г. Якоби, питает иллюзию возможности прямого восприятия истины. Однако непосредственное неразрывно связано с опосредованным. Непосредственно можно придумать только самые простые и самые плохие определения. Основная тема философии, абсолют, может быть правильно понята только через долгое движение мысли к истинной универсальности. Гегель противопоставляет эти три типа философии «абсолютному идеализму», который устраняет недостатки метафизики, эмпиризма и концепции непосредственного знания и вбирает в себя все ее достоинства. Из метафизики абсолютный идеализм берет уверенность в возможностях человеческого знания, из эмпиризма — критическое отношение и напряжение к конкретности, из философии прямого знания — тезис о необходимости начинать философию с прямых определений и через серию опосредствований, чтобы двигаться к высшей цели познания. Гегеля не удовлетворяет субъективизм современной эпохи с его самопринципом как началом философии. Он считает, что представление о себе наполнено множеством скрытых опосредствований. Только концепция чистого бытия подходит на роль начала.

Философские размышления о природе и духе

В гегелевской теории основания мира Абсолютная Идея выражается безграничным духовным принципом, условием существования и развития мира, человека и природы. Основная задача Абсолютной Идеи — самопознание.

Природа не способна быть Абсолютной Идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, по мнению немецкого философа, — это пассивная субстанция. Сам по себе он не содержит активных действий. Начало мира должно быть чем-то безличным, некой абсолютной духовной силой.

Гегелевская философия представляет собой путь идеи в ее инаковости. Природа в его учении выступает как промежуточное звено. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем она развивается в духе, истинном и сознательном.

Философия Духа — одна из наиболее разработанных тем в творчестве немецкого мыслителя.

Обучение разделено на три этапа: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Вкратце концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенном этапе развития природы, возник разумный человек. Сначала он живет в естественном состоянии, под влиянием природы и подчиняется инстинктам. Человек — субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание того, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот этап — объективный настрой, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух свободен от противоречий, примиряется с самим собой и включает в себя истинное, совершенное познание самого себя.

Два Варианта Философской Системы

Первая версия системы, опубликованная Гегелем, включала «Феноменологию духа как« науку об опыте сознания »как своего рода пропедевтику, критическое введение в философию. За феноменологией духа следует «логика», а логике следовало бы следовать «настоящей философии», включая философию природы и философию духа. Феноменология духа как первой части системы — это дань Гегеля современной европейской философии субъективности. Начиная здесь с анализа эмпирического сознания, Гегель в конечном итоге показывает, что за внешним разделением сознания на субъект и чувствительный или мыслящий объект лежит их тождество, «абсолютное знание». Доказав тождество мысли и бытия в «Феноменологии духа», в «Логике» Гегель принимает его как известное и обсуждает единственное мыслящее бытие, то есть абсолют. Вторая версия системы изложена Гегелем в «Энциклопедии философских наук». В нем нет феноменологического введения, и он включает логику, философию природы и философию духа, одной из частей которой является феноменология. Гегель теперь считает, что истинность системы может быть проверена путем самооправдания. Самооправдание предполагает, что система закрыта для себя. Гегель действительно рисует впечатляющий философский круг. Он начинается с мысли о чистом бытии и заканчивается выводом самого себя (то есть человека), думающего о чистом бытии, а затем об абсолютном. Этапы этого пути — это вывод логической «абсолютной идеи» и ее отчуждение в природе, открытие биологических организмов и человека в природе, выведение умственных способностей человека, выявление социальной природы человека., А также как учение о типах духовной жизни, искусства, религии и философии, названных гегелевскими формами абсолютного духа. По Гегелю получается, что абсолютный дух, то есть Бог, достигает самопознания в человеческой мысли.

3.2 «Философия природы»

«Философия природы» есть, по Гегелю, учение об идее в форме инаковости, то есть в форме природы. Гегель видел задачу философского рассмотрения последнего в том, чтобы проследить, как природа, будучи другим существом идеи, становится духом.

Отметим прежде всего, что немецкий философ достаточно хорошо знал естественные науки своего времени, разделяя все преимущества и ограничения — в частности, преобладание в нем механистико-метафизической мысли, он пытался (хотя и не всегда успешно) преодолевать эти ограничения в некотором роде его.

В частности, он стремился понять природу в ее целостности и развитии, соединить диалектику с естественными науками. При всех рациональных идеях «Философия природы» является самой слабой частью его системы, оказавшей впоследствии незначительное влияние как на теоретическое естествознание, так и на философско-методологическое понимание достижений науки в целом.

«Философия природы» Гегеля делится на три основных раздела: механика, физика и органическая физика. Каждый из этих разделов явился результатом философского обобщения естественнонаучных данных, накопленных в начале XIX века. «Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых обязательно следует за другой и является истиной, наиболее близкой к той, из которой она возникла, и здесь нет естественного поколения, а есть только поколение в лоне внутренней идеи, которая формирует основа природы. Метаморфозу подвержено только понятие, как таковое, поскольку только его изменения представляют собой развитие »3 .

Внешнее структурное подразделение этой работы также содержит по крайней мере две важные положительные идеи: ориентацию против механизма (т.е стремление объяснить все природные явления, включая человека и общество, только с помощью законов механики); подчеркивая (вслед за Шеллингом) иерархию — расположение областей (сфер) природы в порядке возрастания от низшего к высшему, т е. «гадание» о формах движения материи и о классификации естествознания на этой основе.

В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частных научных понятий — притяжение, отталкивание, масса, гравитация, падение, тяга и т д.

Самая фундаментальная позитивная идея этого раздела, которая в некоторой степени предвосхитила теорию относительности, была сформулирована самим Гегелем следующим образом: пространство и время реальны только в движении. Движение становится, порождает самого себя. Материя — это продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственного единства; и как нет движения без материи, так нет материи без движения. В то же время дело внутренне противоречивое.

В «физике» мы говорим об общих и частных свойствах материи и их сочетании. В связи с этим исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «элементы» (например, воздух), удельный вес, звук, тепло и т.д. При этом все категории и понятия рассматриваются не случайно, хаотично, а в определенная последовательность, подъемы и переходы. Таким образом, физика универсальной индивидуальности переходит в физику особой индивидуальности, которая в свою очередь (что примечательно) трансформируется в химический процесс. При анализе последнего Гегель использует такие понятия, как соединение, гальванизм, процесс огня, нейтрализация, разделение и т.д.

«Органическая физика» состоит из трех последовательно расположенных подразделов: геологическая природа, природа растений и организм животных. Здесь рассматриваются соответственно история и жизнь Земли как планеты, специфика процесса формирования у растений и животных, функции организма, отношения между родом и видом, родом и индивидуумом. Интересно отметить, что, анализируя последнее соотношение, Гегель выделяет три момента: болезнь индивида, выздоровление и смерть индивида от самого себя.

В заключении «Философии природы» мыслитель пишет, что его целью было дать образ природы, найти в этом внешнем существе только зеркало себя, увидеть свободное отражение духа в природе, не познать Бога в рассмотрении духа, но в том, что он немедленно доступен (то есть в природе).

Несмотря на наличие ряда абсурдных, фантастических, а иногда и нелепых рассуждений немецкого философа о природных явлениях и процессах (в основном из-за уровня естествознания своего времени), он высказал множество рациональных философских, методологических и научных идей. Кроме того, что мы уже указали выше, укажем на следующее: необходимость единства философского и научно-частного изучения природы; понимание того, что природа является целостным и взаимосвязанным процессом, и отсюда его призыв к естествоиспытателям овладеть диалектическим методом (которого еще не было); осознание противоречия как «корня движения и жизненности» в природе и т д.

Диалектика Гегеля – кратко

Абсолютная идея, реализующаяся в мире, — это не неподвижная, успокаивающая субстанция, а принцип, который живет и развивается вечно. Абсолют — это диалектический процесс, все реальное — это образ этого процесса. Если они хотят назвать Бога абсолютным существом, то, согласно Гегелю, они должны сказать: «Бог создан», а не «Бог существует». Философия — это образ этого движения мысли, Бога и мира, это органически связанная система, и необходима одна из других развивающихся концепций. Движущей силой развития мысли, согласно философии Гегеля, является противоречие, без него не было бы движения, нет жизни. Все реальное полно противоречий, но все же разумно. Противоречие — это не что-то неразумное, что перестает думать, а стимул продолжать думать. Он не должен быть уничтожен, а должен быть «удален», то есть сохранен как отрицаемый в высшей концепции. Противоречивые концепции мыслится вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют лишь моменты. Воспринимаемые в более высоком понятии ранее противоречивые понятия посредством диалектики дополняют друг друга. Их непоследовательность была побеждена. Но новое высшее понятие, в свою очередь, оказывается противоречащим другому понятию, и это противоречие должно быть снова преодолено согласованием в высшем понятии и т.д. — в этом суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет собой лишь частичку истины. Его нужно дополнить своей противоположностью, соединив с которой, она образует более высокое понятие, более близкое к истине. Согласно философии Гегеля, Абсолют в своем вечном творении проходит через все противоположности, попеременно создавая и удаляя их и, таким образом, приобретая с каждым новым движением вперед более ясное осознание своей истинной сущности. Только благодаря такой диалектике понятий философия полностью соответствует живой реальности, которую необходимо понимать. Следовательно, позиция, противопоставление и их объединение (тезис — антитезис — синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый крупный пример этой триады — идея, природа, дух — дает метод разделения философской системы Гегеля на три основных компонента. И каждая из них, в свою очередь, построена сама по себе на этой же основе.

Оцените статью
Блог про Германию