Вероисповедания в Германии и роль религии в жизни немецкого общества

Содержание
  1. Религия в современной Германии
  2. Представители церкви
  3. В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии
  4. Какими были боги кельтов?
  5. Роль религии в жизни страны
  6. Церковный налог
  7. Сколько евангельских христиан в Германии?
  8. Ритуалы и святые места Германии
  9. Во что верили древние германцы
  10. Религиозный состав населения Германии в 2020-2021 году
  11. Реформация религии и возникновение национальной церкви
  12. Налог на религиозную принадлежность
  13. Обращение в христианство
  14. Религиозный состав Зарубежной Европы
  15. Католицизм — одна из двух крупнейших конфессий Германии
  16. Религия Третьего Рейха
  17. Влияние религии на повседневную жизнь граждан Германии
  18. Больше половины молодых немцев не ходят в церковь, но верят в бессмертие души
  19. Контекст
  20. Культура
  21. Немцы бывшего СССР
  22. Угрожают ли светскому обществу религиозные символы?
  23. 45 миллионов верующих

Религия в современной Германии

Берлинский собор
В современной Германии, как и более века назад, большинство жителей исповедуют католицизм и протестантизм, однако большой процент граждан этой страны также считает себя атеистами. Постоянно увеличивающееся количество иммигрантов из Восточной Европы, Ближнего Востока и некоторых стран Азии и Африки также повлияло на религиозную ситуацию в Германии: процент людей, исповедующих ислам, буддизм и иудаизм в государстве, значительно вырос. Если проанализировать религию Германии как процентное соотношение верующих разных конфессий, картина будет выглядеть примерно так:

  • члены Римско-католической церкви — 37%
  • протестанты (евангелисты, баптисты и др.) — 35%
  • люди, считающие себя верующими, но не принадлежащие ни к какой конфессии, и атеисты — 20%
  • мусульмане — 3,5%
  • приверженцы иудаизма — 0,4-0,5%
  • верующие других религий — ок. 4%.

примечательно, что религия в Германии существенно зависит от территориальной характеристики, так как в восточной части страны преобладают атеисты и агностики, а в западной — христиане. Причина этого явления кроется в исторических событиях, произошедших в ХХ веке, а именно в оккупации восточной части Германии вооруженными силами СССР. Когда после поражения во Второй мировой войне восточная часть Германии перешла под власть СССР и на этой территории была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), здесь в значительной степени насаждалась советская идеология, характеризующаяся нетерпимостью к религии. В послевоенной ГДР распространялась атеистическая идеология, поэтому немцы, жившие на этой территории, постепенно переняли это мировоззрение, отказавшись от своей веры. Западная Германия, Федеративная Республика Германия (ФРГ) в послевоенный период не была так зависима от внешних факторов, как ГДР, поэтому здесь сохранились и традиции, и религия Германии. После падения Берлинской стены, разделявшей ФРГ и ГДР, в 1989 году произошло объединение Восточной и Западной Германии, но установление атеизма в ГДР на протяжении более 40 лет не прошло бесследно. Поэтому, несмотря на то, что с 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ, значительная часть людей, проживающих на территории оккупированного бывшего СССР, до сих пор остается сторонниками атеистического мировосприятия.Иммигранты в Германии исповедуют свою религию
Что касается людей, исповедующих ислам, иудаизм и религии Востока, то они живут в основном в больших городах Германии. Это потому, что большинство этих людей — иммигранты, приехавшие из других стран в поисках лучшей жизни. Иммигранты селятся в крупных городах, так как в них легче найти работу, поэтому естественно, что сейчас во всех мегаполисах Германии есть иммигрантские общины из других государств, и члены этих общин соблюдают традиции своей родины и исповедуют их традиционная религия.

Представители церкви

Поскольку официальной религией Германии является христианство, в немецком обществе уважают протестантских и католических пасторов и священников. В местных общинах священники являются частью местной дворянской группы, в которую также входят чиновники, бизнесмены и работники сферы образования. Римско-католическая церковь представлена ​​представителями местного уровня церковной иерархии.

В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии

После волны миграции рабочих в Германию в 1960-х и 1970-х годах мусульмане стали важной религиозной группой в Германии. Согласно официальной переписи населения 2011 года, 1,9% населения Германии (около 1,5 млн человек) объявили себя мусульманами.

1,9%, или около 15 миллионов граждан Германии, являются мусульманами

Поскольку по законодательству ФРГ человек не обязан декларировать свою религиозную принадлежность, эта цифра может быть сильно занижена. По независимым оценкам, 4,3 миллиона немецких мусульман (5,4% населения). Большинство из них — граждане Германии.

Мечеть Вюнсдорф в лагере для заключенных Хальбмондлагер - первая мечеть в Германии, построенная в 1915 году и снесенная в 1925-26 годах. Ислам в Германии произошел от Османской империи
Мечеть Вюнсдорф в лагере для заключенных Хальбмондлагер — первая мечеть в Германии, построенная в 1915 году и снесенная в 1925-26 годах. Ислам в Германии произошел от Османской империи. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство германских мусульман имеют турецкое происхождение. Есть также небольшие группы из Пакистана, стран бывшей Югославии, арабских стран, Ирана и Афганистана. Б

большинство мусульман живут в Берлине и в крупных городах бывшей Западной Германии. В бывшей Восточной Германии мало мусульман из-за отсутствия трудовой миграции в регионе до 1989 года.

Большинство мусульман в Германии — сунниты (75%), есть также шиитские общины (7%) и ахмади (1.

Ислам появился в Германии вместе с османскими дипломатами и торговцами.

Первые мусульмане прибыли в Германию в качестве дипломатов и торговцев в 18 веке, когда между Османской империей и Германией были установлены дипломатические отношения.

В 1745 году король Фридрих II создал мусульманское подразделение в прусской армии, состоящее в основном из боснийцев, албанцев и татар. В 1798 году в Берлине было основано мусульманское кладбище. В настоящее время здесь находится мусульманское кладбище, созданное в 1866 году.

Центральная мечеть Кельна. Немцы протестуют против строительства в стране новых мечетей. Таким образом, протесты против строительства мечети в Кельне в 2007 году превратились в массовые беспорядки
Центральная мечеть Кельна. Немцы протестуют против строительства в стране новых мечетей. Таким образом, протесты против строительства мечети в Кельне в 2007 году привели к беспорядкам. Фото: upload.wikimedia.org

В 1942 году, во время Второй мировой войны, был основан Исламский институт (Маахад аль-Ислам), ныне известный как Центральный институт исламских архивов Германии (Zentralinstitut Islam-Archiv-Deutschland).

В то же время после войны в ГДР ислам, как и другие религии, подвергся гонениям. В 1961 году власти Западной Германии пригласили иностранных рабочих (гастарбайтеров), большинство из которых приехали в Германию из сельской местности на юго-востоке Анатолии (Турция).

Впоследствии мусульманское население страны начало стремительно расти. Местные жители выступают против строительства мечетей в Германии. Например, в 2007 году возник серьезный конфликт из-за планов мусульман построить в Кельне большую мечеть.


Зачем нужна религия

Какими были боги кельтов?

боги кельтской мифологии: имена богов и героев

  • Дагда: Это имя они дали главному богу своего культа…
  • Суччелло: Бог плодородия и весны…
  • Таранис: Бог считается повелителем грома.
  • Богиня-леди: Диоса, которая, как говорят, благосклонна к женщинам.
  • Jul: Бог солнца и света.

Роль религии в жизни страны

Религия не играет значительной роли в повседневной жизни жителей Германии. Приоритетом нынешнего руководства страны является сам человек, а не его религия.

Большая часть населения государства считает себя представителями различных религиозных конфессий, но это никак не выражается в повседневной жизни.

правда, в школах Германии есть уроки религии. Эти классы преподают исключительно католики и лютеране. Вместо этого студенты-атеисты и представители других религий должны посещать занятия по этике.

Есть также вопросы, которые, имея религиозную форму, не имеют прямого отношения к религии. Так, в 2021 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было решено объявить День Реформации — 31 октября — выходным днем.

Несмотря на внешне религиозную составляющую, основная идея заключается в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где ряд католических праздников — нерабочие дни. Любек и Гамбург уже одобрили предложение, Ганновер и Бремен ожидают решения.

Наиболее очевидное влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день найти работающий магазин практически невозможно: православные в правительстве считают, что этот день нужно посвятить семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны классифицирует различные религиозные организации как гражданские корпорации. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные аспекты, в первую очередь на благотворительность, деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3% от дохода.

Чтобы налог начал собираться, налогоплательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к сообществу. Возможно, именно эта характеристика законодательства связана со столь высоким процентом официальных атеистов в Германии.

Храмы в Германии

Сколько евангельских христиан в Германии?

Евангелическая церковь в Германии — это сообщество из 20 независимых, реформированных и объединенных лютеранских региональных евангелических церквей. Насчитывая около 21,1 миллиона членов, они составляют большинство евангельских христиан.

Ритуалы и святые места Германии

На баварских землях огромное количество религиозных построек, но их распределение зависит от того, какая вера является основной в Германии: от маленьких деревень до больших городов христианские церкви есть почти в каждой местности. Немецкие церкви — впечатляющие архитектурные сооружения. Районы католической веры — Рейнская Бавария, Баден-Вюртемберг — обычно усеяны храмами и часовнями.

Несмотря на начавшийся в XIX веке процесс секуляризации, религия и церковь сохранили свое значение в жизни общества. В 1840 году было сформировано народное движение за завершение строительства Кельнского собора, которое началось в средние века. При поддержке жителей Кельна, католической церкви и прусского короля (который был протестантом) строительные работы начались в 1842 году и закончились в 1880 году.

Различные церемонии и фестивали, сопровождавшие процесс строительства, свидетельствуют о том, что Кельнский собор служил не только символом веры, но и национальным памятником.

Национальное собрание 1848 года, принявшее Конституцию объединенной Германии, проходило в церкви Святого Павла во Франкфурте (национальное и конституционное движение закончилось провалом, когда прусский король отказался от имперской короны, предложенной ему представителями Германии). Национальное собрание). Одним из центров народного движения, приведшего к падению ГДР, была церковь Святого Николая в Лейпциге.

С конца 19 века церкви и другие исторические здания в федеративной республике стали предметом программы Denkmalpflege — сохранения культурного наследия. Кладбища и военные памятники находятся где-то между священными местами и историческими местами. Во всех населенных пунктах страны есть кладбища, которые родственники умершего посещают по особым датам и праздникам.

Военные мемориалы, посвященные Первой мировой войне, повсюду. Иная ситуация с памятниками Второй мировой войны. Концентрационный лагерь Бухенвальд недалеко от Веймара был мемориалом жертвам нацистского режима с начала 1950-х годов.

Во что верили древние германцы

До прихода христианства древние германцы считали, что рядом с ними живут боги. По их мнению, с богом огня можно было поспорить так же легко, как с королем соседнего племени.

Популярное фэнтези населяло холмы, леса и реки Германии злыми гномами, монстрами, оборотнями, колдунами и феями. В древних легендах боги и люди вместе сражались против сил зла. Они часто сталкивались друг с другом, и не всегда победа была на стороне небожителей.

Верховным богом немцев был Вотан. Как и скандинавский Один, он был покровителем воинов. Он также был владельцем Валгаллы, райской обители, где собирались души храбрых людей, погибших в битвах.

Водан (Один) — верховный бог, покровитель штормов, ураганов и торнадо и лидер загробной жизни.

Другие боги, входившие в пантеон, как немецкие, так и скандинавские:

  • Пожертвовать.
  • Тор.
  • Фрейя.

Верность вождю и клану, а также военная отвага имели особое значение для немцев.

Священники обладали огромной властью в обществе. Именно их голос часто был решающим при решении вопросов, касающихся жизни племени.

Немцы храмов не строили. Они предпочитали посвящать своим богам дубовые рощи, деревья или водоемы. Жрецы предсказывали волю божеств, разбрасывая кости, которые считаются прообразом рун.

После завоевания Римом германских земель местное население сначала пыталось сохранить свои убеждения. Но вскоре они поняли, что являются наследниками великой Римской империи, а знать хочет жить «как римляне». Постепенно древние боги были забыты, и на их место пришли латинские божества.

Религиозный состав населения Германии в 2020-2021 году

В Германии католицизм преобладает с небольшим преимуществом. В процентном отношении количество верующих в стране выглядит так:

  • католицизм — 37%;
  • протестантизм — 35%;
  • ислам — 3,5%;
  • иудаизм — 0,4-0,5%;
  • другие религии — 4%. Религии в Германии

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В 16 веке религия Германии, а именно римский католицизм, во многом утратила авторитет и утратила лидирующие позиции. Это связано с речью монаха-августинца Мартина Лютера, который возмутился своими теологическими аргументами против ряда злоупотреблений католической церкви. Лютеранское движение, первоначально задуманное как реформа церкви, стало отдельной деноминацией с отличительным набором ритуальных, доктринальных и этических канонов, получивших название «протестантизм». Почти сразу же он распался на серию независимых течений, положив начало процессу сектантской раздробленности, который продолжается и по сей день. Тремя основными ветвями протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии, являются лютеранская, реформатская и евангелическая церкви.

Религия в Германии: история и современность

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви в Германии сейчас в большом волнении. Все больше и больше немцев официально покидают эти религии. Для церкви эта проблема стоит не только по духовным причинам. Скорее финансовый. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал на свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общий доход буржуа в чистом выражении это не сильно влияет: 7-8% подоходного налога, сумма небольшая, но регулярная. Эти деньги используются для финансирования многих социальных сфер, таких как детские сады и дома для престарелых. И верующие тоже имеют свободное место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег церкви получают на эти нужды.

Однако по воскресеньям вокруг церквей все еще много людей. Мало кто посещает церкви каждое воскресенье, но почти все верующие время от времени ходят на службы. Особенно много людей приходит в церковь во время крупных религиозных праздников, таких как Пасха или Рождество.

Обращение в христианство

В четвертом веке готские племена первыми из немцев приняли христианство, а в середине восьмого века святому Бонифацию, который считался баптистом страны и основателем немецкой церкви, удалось обратить значительную часть ее в христианство. Приняв мученическую кончину от язычников, Бонифаций называют апостолом Германии и почитает вся католическая церковь.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики: Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные: Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Западноевропейские религии

Такие страны, как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделены на две половины. Одни католики, другие протестанты. Доминирующая ветвь протестантизма — лютеранство.

Ислам преобладает среди религиозных меньшинств, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцеговина.

Европа была центром свободной мысли с начала 19 века. Вот почему с каждым годом все больше и больше людей отказываются от религии. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании и Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения в крупных государствах.

Интересно: Документы для подачи на грин-карту в США (видео)

Католицизм — одна из двух крупнейших конфессий Германии

Католические и протестантские религиозные общины в Германии самые большие. Именно поэтому католицизм в этой стране считается одним из старейших и крупнейших христианских конфессий.

29,9% в 2007 г в Германии были католики

По состоянию на 2007 год в рядах католической церкви было 24 170 745 прихожан, что соответствует 29,9% населения. Существует 27 епархий (20 епархий и 7 архиепархий), все сгруппированные в семь церковных провинций.

Паспортная табличка: Церкви Вайнгартена. Христианство доминирует в современной Германии
Паспортная табличка: Церкви Вайнгартена. Христианство господствует в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

Католическая церковь в Германии имеет статус государственного органа. Это означает, что он имеет право взимать церковный налог со своих прихожан. Католическая церковь в Германии считает его основным компонентом своего бюджета.

Что касается истории католицизма, то первые католические епархии на территории современной Германии возникли вскоре после превращения христианства в государственную религию Римской империи.

Среди них Кельнская епархия (провинция Германии II), Майнц, Вормс, Шпейер (провинция Германии I), Трир (провинция Бельгика I) и Августа (провинция Реция II).

29,9% населения Гармании — католики

Религиозный мир Августы (1555 г.) и Вестфальского мира (1648 г.) разделил страну на две области: католическую и лютеранскую.

В 1921 году были установлены дипломатические отношения между Ватиканом и Германией, восемь лет спустя между Ватиканом и Пруссией были установлены дипломатические отношения, в 1929 году между ними был заключен конкордат.

После разрушения нацистской Германии союзными войсками в 1945 году католические епископы Вармии и Бреслау передали свои профессорские должности ФРГ, оставшиеся каноники назначили епархиальных администраторов, которые вошли в Конференцию католических епископов Польши.

Кельнский собор. Кельнский собор считается символом католицизма в современной Германии
Кельнский собор. Кельнский собор считается символом католицизма в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

После объединения ФРГ и ГДР в 1994 г апостольские администраторы Эрфурта, Магдебурга и Герлица были преобразованы в епархии.

Конференция католических епископов Берлина распалась, епархия Берлина стала архиепархией, вместе с епархиями Дрезден-Мейсен и Герлиц образовали провинцию Берлинской церкви.

Апостольская администрация Шверина была объединена с частью Оснабрюкской епархии в Гамбургской архиепископии, которая вместе с Оснабрюкской и Хильдесхаймской епархией образовала Гамбургскую митрополию.

В настоящее время католическая община Германии переживает непростые времена, поскольку находится под давлением представителей других религиозных конфессий и, прежде всего, ислама.

Религия Третьего Рейха

По словам Гитлера, новой Германии также нужна была новая религия. Специалистам Аненербе было поручено разработать новое религиозное учение в соответствии с чаяниями времени. Он был разработан под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В нем Христос был объявлен арием, а распявшие его евреи, соответственно, квинтэссенцией зла. Вместо креста свастика стала знаком новой веры, и церковь должна была оставаться чисто национальной — никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна была принадлежать только арийцам. В результате получается энергичная смесь христианских верований, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией. В поисках религиозных артефактов во все уголки планеты отправлялись экспедиции.

Сегодня Германия — светское государство, которое предлагает своим гражданам свободу вероисповедания: в 1919 году конституция страны была изменена, чтобы отделить церковь от государства, и государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела церкви.

Влияние религии на повседневную жизнь граждан Германии

Современный мир способствует развитию облачных коммуникаций, которые приводят к отмене различий между расами и религиями, приоритетом становится сама личность человека, а не его религиозная принадлежность к той или иной конфессии. Большинство населения страны считает себя представителями определенной религии, но в обычной жизни религиозные аспекты не доминируют над общепринятыми социальными нормами. Уроки религии проводятся в государственных школах страны представителями католической и лютеранской церквей. Если родители несовершеннолетнего ученика, либо он сам принадлежит к другой конфессии, либо не исповедует никакой религии, посещение таких уроков не обязательно, они заменяются уроками этики. Однако в стране есть религиозные праздники, такие как 31 октября — День Реформации, его предлагается ввести в землях Ганновера, Любека, Гамбурга и Бремена. Этот вопрос возник из-за неравного количества праздников по сравнению с католическими землями.

Воскресенье традиционно считается днями посещения церкви, а по воскресеньям трудно найти мастерские в стране, даже те, кто не ходит в церковь, проводят этот день с семьей и друзьями.

Больше половины молодых немцев не ходят в церковь, но верят в бессмертие души

Контекст

И в России, и в Германии существуют споры по поводу преподавания религии. В России предлагается сделать его обязательным субъектом ОПК (28.03.2008)

Культура

Из традиционной культуры лучше всего сохранились дом, некоторые обычаи, ритуалы и фольклор. Для Германии техника для строительства (фахверк) была типичной, только на юге и местами в бывших славянских регионах на востоке — сруб. В небольших городах, сохранивших средневековый колорит (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.), Есть много фахверковых домов. Готические постройки и каркасные дома сохранились в крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кельн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек можно выделить 4 типа домов. Нижнегерманский дом представляет собой одноэтажное здание прямоугольной конструкции с жилым помещением и хозяйственными помещениями под одной крышей, в центре двор-скотный двор, по обе стороны от него расположены животноводческие помещения, на стене напротив входа в здание. В доме есть жилая зона с камином и подвесной котел. С конца XIX века план нижненемецкого дома претерпел значительные изменения: очаг заменен камином, дом разделен на несколько комнат, пристройки отделены от жилой части. Среднегерманский дом, строение, двухэтажное, на нижнем уровне — жилая часть, в верхнем — хозяйственные помещения, позже спальни. Двухэтажный дом и хозяйственные постройки (конюшня, сарай и др.) Охватывают двор с трех или четырех сторон. Дом разделен на 3 части, боковой вход ведет в теплый сарай, к задней стене жилой зоны примыкает конюшня (под такой же крышей). Помимо открытого камина в гостиной есть печь. Граница между нижненемецким и средненемецким языком совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает типичный для австрийцев альпийский дом. Местные особенности прослеживаются в убранстве мебели и предметов домашнего обихода: на севере преобладала резьба, на юге — роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) широко распространен переходный Шварцвальдский дом между Центральной Германией и Альпийским Шварцвальдом, жилые и служебные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.

Традиционная немецкая одежда начала формироваться с 16 по 17 век на основе средневековой одежды и городской моды; сохранились в некоторых регионах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — лиф или жакет, юбка в складку (или более, как в Гессене, разной длины из плотной шерстяной ткани), фартук. На плечи часто надевали платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX века вместо юбки и свитера носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — шарфы, завязанные по-разному, чепчики и соломенные шляпы разной формы и размера. В 19 веке широкое распространение получила кожаная обувь с пряжками, местами — ботильоны. Кое-где до 20 века носили деревянную обувь. Традиционный мужской костюм состоял из рубашки, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позже жилета), шарфа, туфель или сапог. В XIX-XX вв. Так называемый тирольский нестандартный разворот (включая города): белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные брюки на подтяжках, красная шерстяная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, гольфы, туфли, узкие — шляпа с полями и перо. Традиционная профессиональная одежда для гамбургских пастухов, трубочистов, горняков, плотников.

В еде региональные различия во многом обусловлены направлением экономики. На севере преобладают картофель и различные блюда на его основе, ржаной хлеб, на юге мучные изделия (тальятелле, ньокки и др.) И пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда более распространены среди швабов и баварцев, хотя колбасы и колбасы считаются обычной немецкой едой. Самый распространенный напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная еда — свиная (или свиная) голова с квашеной капустой, гусем, карпом. Выпекают много мучных кондитерских изделий (различное печенье, пряники, торты), готовят джемы.

С конца 19 века у немцев преобладала небольшая семья с 1-2 детьми. Некоторые группы немцев за пределами Германии содержали большие семьи. В городских семьях между помолвкой и браком иногда проходит несколько лет, пока молодые люди не покупают себе жилье; в крестьянских семьях брак наследника сына откладывался также из-за разделения семьи: после его замужества родители переезжали в отдельную жилую часть имения. Для общественной жизни Германии характерны различные черты характера (по типу общества, по интересам и т.д.).

Некоторые календарные и семейные обряды, в основном у католиков, частично сохранились в виде реликвий или развлечений. С 19 века в Германии распространился обычай украшать елку на Новый год или Рождество. Карнавалы проходят в январе-феврале: Кельнский карнавал очень известен. В устном народном искусстве преобладают шванки (юмористические рассказы), очень популярны сказки, саги, танцы и народные песни. Пение играет важную роль в воспитании новых поколений. Продолжает развиваться прикладное искусство (деревообработка, металлообработка, стекло, ткачество, вышивка, керамика). Немцы, живущие в других странах в сельской местности в чужой среде, сохранили некоторые свои повседневные и культурные особенности, ритуалы и обычаи, а иногда и свой традиционный дом. Более длительные этнографические особенности сохраняются среди конфессиональных групп, жизнь которых более замкнута. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее утратили свою идентичность.

Немцы бывшего СССР

Более двух столетий немцы России и бывшего СССР почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них в основных элементах материальной и духовной культуры, а также в самосознании. «Тедески» — это имя, которое русские дали всем иммигрантам из Германии. Сами они называют себя «Deutschen», а жители Германии — «немцами» (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны они «немцы», а по отношению к немцам Германии — «советские немцы» (а в последнее время их часто называют «русскими немцами», независимо от государства бывшего СССР, они населяют). Для немцев России и бывшего СССР характерен иерархический характер национального самосознания. Они часто называют себя швабами, австрийцами, баварцами, молнии, меннонитами и т.д. На момент их переселения в Россию процесс формирования немецкой нации был далек от завершения, а сама Германия состояла из более чем 300 независимых княжеств (государств). Преобладало региональное самосознание, особенно среди крестьян и ремесленников (а среди поселенцев их было большинство), что закономерно отражалось в самосознании этих групп. Особняком стоят поволжские немцы (Wolgadeutschen), которые на протяжении двух десятилетий имеют собственную национальную автономию. Поселенцы из других стран также смешались с немецким населением: голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и т.д.

Предки русских немцев переселились в разное время и из разных земель Германии. Они поселились в Прибалтике со времен средневекового «Drang nach Osten» — наступления немецких феодалов на земли славян и балтийских народов. Впоследствии немцы составляли значительную часть балтийской знати и городского населения (в основном ремесленники, купцы, интеллигенция). В середине 17 века в Москве уже существовало немецкое поселение, где, помимо немцев, жили голландцы, фламандцы и другие иностранцы, близкие немцам по языку и культуре. Их приток в Россию увеличился при Петре I и его преемниках. В основном это были ремесленники, купцы, солдаты, врачи, ученые. Многие иностранцы долгое время работали в Академии наук, основанной в 1724 году, в основном немцы. К середине 18 века на территории Российской империи уже проживало около 100 000 немцев, в основном в Прибалтике.

Однако большая часть немецких поселенцев появилась в России в последней трети XVIII — начале XIX веков. В 1764-1774 годах на Волге в районе Саратова и Камышина были основаны колонии (более 100 колоний). В то же время колонии стали появляться и в других регионах страны. С присоединением к России Причерноморья и Крымских степей встала проблема их заселения. Правительство Екатерины II предложило немецким колонистам колонизировать эти территории на выгодных условиях. В период правления Александра I в 1803-1823 годах на юге Украины образовалось 134 новых поселения, 17 — в Бессарабии и 8 — в Крыму. В это же время (1817-1919 гг.) Возникли немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В основном поселенцы переселялись в Россию из юго-западных земель Германии (Вюртемберг и Баден, Пфальц и Гессен), в меньшей степени из Баварии, восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами меннониты из Пруссии также переселились в Россию — в Причерноморье, а затем (в 1855-70 гг.) В Самарскую область. В середине 19 века (1830-1870) на Волыни поселились немецкие колонисты из Польши. Колонии под Одессой были частично созданы немецкими поселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала 18 века на Закарпатье также происходило переселение немцев. Здесь поселились швабы и франконы из Германии, а вскоре (в конце 18 века) австрийцы из Зальцкаммергута и Нижней Австрии, а в середине 19 века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). С самого начала своего расселения на новых землях для немцев были характерны рассредоточенные поселения, но порой они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привел к образованию новых анклавов — поселений в Киевской и Харьковской губерниях, на Дону, на Северном Кавказе, в Поволжье.

После Октябрьской революции в октябре 1918 года на Волге была создана Волжская немецкая рабочая коммуна, которая в 1924 году была преобразована в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). Во время Великой Отечественной войны более 650 000 немцев было вывезено с оккупированных немцами территорий, но не всем из них удалось добраться до Германии, и около 170 000 немцев вернулись в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 году немцы из европейской части СССР были насильно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Приволжская автономная германская республика прекратила свое существование. Общее количество депортированных немцев составляло около 700-800 тысяч человек. В 1959 году в СССР проживало 1 619 700 немцев (из них 820 100 в России). Большая часть немецкого населения была сосредоточена в Западной Сибири и Казахстане (660,0 тыс.). В 1970 году количество немцев составляло 1846,3 тысячи, по переписи 1979 года количество немцев в бывшем СССР составляло 1936,2 тысячи, а к 1989 году количество немцев увеличилось до 2038,6 тысяч. С середины 1980-х годов их число сократилось из-за массовой эмиграции немцев в Германию.

Значительная часть немцев в России занята в промышленности, сфере услуг, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. В них сохранились многие элементы традиционной культуры: жилище, еда, некоторые ритуалы и фольклор. Кардинально изменился только тип поселений. Если в Германии явно преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные.

Основой немецкой экономики традиционно было сельское хозяйство. Они использовали трехпольную систему возделывания, основная зерновая культура — пшеница. Развито семеноводство пшеницы. Картофель выращивают из огородных культур. Важную роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, животноводства.

Основная форма семьи — небольшая семья; большие семьи часто встречаются в сельской местности.

Знание немецкого языка у немцев постоянно снижается. Если в 1926 г своим родным языком называли немецкий 94,9% немцев, то в 1939 г. — 88,4%, в 1959 г. — 75,0%, в 1970 г. — 66,8%, в 1979 г. — 57,0%. Согласно переписи 1989 года 48,7% немцев в бывшем Советском Союзе считали немецкий своим родным языком, а 50,8% — русским (кроме того, 45,0% немцев свободно говорили на нем). Что касается немцев Российской Федерации, то 41,8% считают немецкий своим родным языком (русский — 53,2% и свободно владеющий — 38,4%). Поэтому немцы России становятся все более русскоязычными.

Угрожают ли светскому обществу религиозные символы?

Футбол объединяет, поэтому болельщики предпочитают смотреть матчи чемпионата мира в команде. Те, кому не удалось попасть на стадион, оказываются в барах и на площадях города. Семейные любители футбола ходят в церковь. (20.06.2006)

45 миллионов верующих

В Германии, по последним статистическим данным, около 45 миллионов верующих. Их налоги позволяют церквям содержать храмы и поддерживать уровень жизни священства. Кроме того, эти доходы поддерживают церковные учреждения — школы и больницы. 9% всего налогооблагаемого дохода верующего направляется в церкви. Кроме того, не делается различия между общинами, будь то православная, католическая или протестантская церковь.

Общественные работы

Немцы — традиционалисты, поэтому большинство коренных жителей Германии — католики и протестанты. Их примерно равное количество, более чем на половину всех верующих страны.

Значительное количество граждан и лиц, имеющих разрешение на временное проживание, исповедуют ислам — около 5%. Православные — не более 2.

35% граждан Германии в целом нейтральны по отношению к религии и не считают себя приверженцами каких-либо конфессий.

Молодые немцы все чаще обращаются к некоему высшему разуму или сверхъестественному образу, которым является Бог.Лишь 5% молодых немцев ходят в церковь и являются активными членами религиозной общины. При этом не менее 70% жителей Германии считают себя верующими, хотя они не обязательно приходят на воскресную мессу.

Оцените статью
Блог про Германию